Лучший подарок журналисту - качественный инфоповод
Что больше всего раздражает журналистов на пресс-конференциях и в пресс-релизах, какие подарки на профессиональный праздник их действительно порадуют и пригодятся, а также как подготовить спикера к интервью, в специальном материале для PR Drive рассказывают журналисты, редакторы и даже целые редакции казахстанских информагентств и журналов.

Лучший подарок, который пиарщики могут сделать журналистам не только в День работников связи и информации, - следовать этим выстраданным рекомендациям. И тогда отношения со СМИ, о которые сломано столько копий, могут стать гораздо качественнее!

1. Типичные фразы, которые раздражают журналистов в пресс-релизах.

  • "Нами было проведено то-то..." и любые пассивные залоги.
  • Сравнение в процентах без абсолютных чисел.
  • Цитаты руководства без смысловой и информационной нагрузки. Например: «Мы так рады подписать этот меморандум» и т. д. - в цитате должна быть важная информация.
  • Информация о форуме, на котором было подписано соглашение - она никогда не бывает нужна.
  • Отсутствие справочной информации о компаниях, о которых идет речь - особенно об иностранных. Очень трудно потом бывает найти.
  • Нечитаемость. Пример: «В рамках мероприятия по случаю открытия летнего сезона в селе Акши был проведен семинар-тренинг для улучшения качества услуг на объектах приема Алакольского района при содействии управления туризма Алматинской области совместно с акиматом Алакольского района».
  • Неточная формулировка и канцелярские фразы. Пример: «Для пловцов создаются условия, отвечающие международным стандартам».
  • Пафосные цитаты спикеров в начале пресс-релиза, при этом важная информация вся в конце.
  • Использование профессионального сленга в заголовке пресс-релиза. Пример: «Строители СНГ создали подкомиссию по информационному моделированию».
  • Бесполезная информация. Пример: «В связи с актуальностью данной проблемы и необходимостью расширенного рассмотрения вопросов по данной теме представители отрасли СНГ решили провести отдельное заседание по текущим вопросам».
  • Все фразы, связанные с гиперболизацией деятельности компании.
  • Выпускающий редактор "Forbes Kazakhstan" Татьяна Трубачева отметила, что пресс-релиз раздражает как жанр, уж больно он скучный. Тем не менее, хорошо, если в пресс-релизе есть новые интересные и проверенные цифры.
  • «Во исполнение…», «в целях…», долгая прелюдия к сути материала.
2. Что больше всего бесит журналистов на пресс-конференции.

  • Когда спикеры не отвечают на вопросы, отвечают вопросом на вопрос, плохой звук, просмотр роликов о деятельности компании.
  • Когда больше двух спикеров и/или каждый размазывает свое выступление, как кашу по тарелке. Надо быть лаконичнее.
  • Когда пресс-служба обещает дать другого спикера, но не предоставляет; когда журналистов выгоняют из зала после пресс-конференции, не дав отписать материал; когда есть пресс-релизы в печатном формате, а в электронном приходится их ждать несколько часов.
  • Когда просят задавать вопросы по теме пресс-конференции - журналисты приходят на пресс-конференции ради спикера, а не ради темы; когда пресс-службы просят задать "подставной" вопрос.
  • Когда ограничивают количество вопросов от одного журналиста.
  • Когда колонки расположены неудобно: на потолке, например, либо вообще отсутствуют, и когда нет приемников для синхронного перевода.
  • Когда цифры из речи спикера не совпадают с цифрами в релизе.
  • Когда пресс-релиз раздают после мероприятия. Информационщикам нужно в начале, чтобы сделать заготовку.
  • Слишком много спикеров (отвлекает внимание).
  • Нет колонки в помещении, чтобы встать и уйти, не мешая спикеру, или переключить/проверить диктофон.
  • Когда спикер растекается мыслию по древу либо повторяет релиз.
  • Опоздание спикеров или неоповещение о переносе времени пресс-конференции.

А также:

  • Косноязычные спикеры.
  • Бесполезные пресс-релизы.
  • Ответы спикеров только на заранее высланные и отобранные вопросы.
  • Немедленная эвакуация спикеров сразу после пресс-конференции.
  • Несоответствие пресс-конференции заявленной теме и подмена спикеров.
3. Советы журналистов по подготовке спикера для интервью.

  • Готовиться к провокационным вопросам, продумывать, что именно вы будете отвечать.
  • Обзавестись чувством юмора.
  • Быть в теме. А если не в теме, честно в этом признаваться: со всеми такое бывает.
  • Брать всю вину на себя, никогда не валить на подчиненных. Это отвратительно, когда начальник не может взять на себя ответственность.
  • Выбирать острые интересные темы для своих выступлений. То, что ваша компания заработала 3 тенге, - это никому не интересно.
  • Уметь правильно формировать свою мысль, чтобы потом пиарщик не звонил с просьбами убрать его заявление.
  • Снабдить его точной информацией, особенно цифрами. Информация должна быть недвусмысленной. Неприятно из-за ошибки спикера править материал.
  • Уважительно относиться к журналистам. Если уж спикер принимает участие в пресс-конференции, пусть отвечает на все вопрсы и не убегает.
  • Важно, чтобы спикер нес ответственность за свои слова и не отступался от своих цитат при согласовании интервью, например. И вообще нужно согласовывать только цифры и названия, не текст.
  • Просить выслать заранее не вопросы, а тезисы, чтобы спикер мог подготовить необходимые для ответа цифры.
  • Человеку, который готовит спикера к пресс-конференции, следует изучить СМИ и соцсети на пример "неудобных" тем, о которых спикера могут спросить. Следует не запрещать журналистам задавать неудобные вопросы, а готовить к ним спикера, в том числе морально.
  • Хорошо, когда спикер говорит лаконично: коротко, но ёмко (например, как Ирина Хакамада); Хорошо, когда спикер говорит общедоступным языком либо в ходе разговора поясняет профессиональные термины, знакомые узкому кругу.
  • Говорить короче и простыми словами. Уметь донести свою мысль.
4. Топ бесполезных подарков для журналистов.

  • Флешки.
  • Навесные календари.
  • Открытки.
  • Канцелярские принадлежности: блокноты, ручки и т.п.
  • Сувенирная продукция: тарелки, статуэтки, брелоки, вазы.
  • Огромные книги к юбилею чего-нибудь.
  • Все, что связано с кружками: термокружки, обычные кружки и подставки под них.
  • Алкоголь.
  • Грамота в рамочке (ее потом не знаешь, где хранить и куда вешать).

5. Топ полезных подарков для журналистов на профессиональный праздник.


  • Сумки или рюкзаки для ноутбуков, визитницы, гаджеты.
  • Настольные календари с ячейками на каждый день, чтобы можно было вносить туда встречи, мероприятия.
  • Любая техника для работы: пауэр-бэнки, диктофоны, харды, наушники.
  • Флешки (разные респонденты отнесли их к полезным и бесполезным подаркам одновременно), MP3-плееры, диски для хранения информации.
  • Сертификаты на услуги.
  • Тимбилдинги, неформальные встречи (с участием топ-менеджеров).
  • Полезные подарки или специализированные, например, от минздрава - полный чек-ап в клинике, от министерства сельского хозяйства - набор фермерской продукции, от МЧС - курс выживания и т.п.
  • Элементы одежды или украшений.
  • Цветы.
Но главное:

  • Не давить на журналистов.
  • Давать полную информацию.
  • Давать информацию вовремя.
  • Нанять пресс-секретаря, который хотя бы месяц работал в СМИ и знает журналистскую кухню.
  • Делайте крутые вещи, чтобы мы могли о них писать с удовольствием!

Благодарим за участие в опросе:

Татьяну Трубачеву, выпускающего редактора Forbes Kazakhstan;

Айнуру Каргалинову, главного редактора ИА LS;

Кристину Бершадскую, руководителя сети корреспондентов портала Атамекен Бизнес Портал;

Игоря Мосунова, журналиста ИА «Информбюро»;

Айгуль Тулекбаеву, шеф-редактора русской редакции ИА «Казинформ»;

Коллектив «Интерфакс-Казахстан».

Елена Пак,
главный редактор PR Drive.