11 сентября 2023
Кризисное лето 23-го
Photo by Issy Bailey on Unsplash
Специалист по стратегическим коммуникациям Дана Саудегерова отслеживает громкие PR-кризисы казахстанских чиновников и делится наблюдениями в своих аккаунтах в соцсетях и Telegram-канале. Теперь Дана будет писать и для PR Drive. Ее первая статья обзорная, по итогам лета-2023, которое для многих госслужащих выдалось горячим во всех смыслах слова.
Трагедия лета

Лето началось с трагедии в области Абай. Небольшое возгорание быстро разрослось до огромного лесного пожара, жертвами которого стали 15 человек. Страна скорбела и обрушила шквальный огонь критики на руководителей почти всех задействованных госорганов: глава МЧС поздно прибыл на место ЧП, аким области праздновал годовщину региона, а министра экологии, в чьем ведении «Семей орманы», казахстанцы увидели только на встрече президента с родными погибших. Но прежде всего народ негодовал из-за не извлеченных чиновниками уроков прошлогоднего пожара в Костанайской области. С того времени положение дел в системе пожаротушения заметно не улучшилось.

Ни увольнение министра по ЧС, ни выговор акиму не погасили народный гнев. Теперь он почти всецело сконцентрировался на одном человеке – Зульфие Сулейменовой, руководившей тогда минэкологии. Ее слезы на встрече с семьями лесников еще больше разозлили казахстанцев и, на мой взгляд, развязали руки недоброжелателям министра. События в соцсетях и Telegram-каналах напоминали настоящую травлю. Кстати, не проспали свой час, судя по всему, и оппоненты акима. Казахстанцам показали фото и видео дочери чиновника в дорогих брендах.

Какие проблемы с точки зрения коммуникаций выявил этот кейс?

  1. Незавершенность антикризисной коммуникации по костанайскому ЧП. Управление кризисом не заканчивается его локализацией. В посткризисный период важно проанализировать проблемы (в этом случае системные проблемы сферы пожаротушения) и последовательно коммуницировать их и их решения. Если в министерствах и делали это после прошлогоднего пожара, то коммуникация, по всей видимости, была недостаточно качественной или охватной и закончилась обвинениями в коррупции и другом.

  2. Изначальное отсутствие первых руководителей задействованных ведомств на месте ЧП. В серьезных ситуациях, особенно при угрозе жизни и безопасности людей, присутствие топ-менеджеров важно, в том числе для снижения шансов оппонентов начать информатаки.

  3. Присутствие как таковое не решает коммуникационных проблем. Еще нужны вовлеченность и эмпатия. Их казахстанцы не увидели ни в словах, ни в действиях чиновников, некоторые из которых не нашли более уместного занятия, чем асфальтирование дороги перед приездом президента.

  4. Были признаки отсутствия межведомственного антикризисного плана: информация в основном исходила от МЧС, но там не упускали возможности прямо или косвенно отметить, что лес – зона ответственности минэкологии. Антикризисные планы с закрепленными за вовлеченными сторонами действиями в чрезвычайной ситуации нужны всем, а особенно тем, чьи функции так или иначе пересекаются.
Что любопытно, правило «золотого часа», из-за нарушения которого часто ругают казахстанские госорганы, в случае с пожаром в области Абай соблюли изначально и в последующем регулярно информировали СМИ. Но, как видим, вовремя предоставленная информация сама по себе не панацея. И чем серьезнее случай, тем важнее другие факторы.

Интервью лета

Это лето запомнится еще двумя интервью на YouTube-канале «Обожаю». Даниал Ахметов, тогда глава ВКО, нашел слабое место «грозы акимов» Асхата Ниязова – незнание казахского языка – и методично бил по нему во время беседы с журналистом. Так же поступил Ералы Тугжанов, тогда еще аким Актюбинской области.

Эти интервью вызвали общественный резонанс, породили мемы и пародии на акимов, но было немало и защитников чиновников, одобривших их тактику коммуникации. На мой же взгляд, она была неудачной, с какой стороны фронта PR ни посмотри.

С точки зрения государственного PR. Законы и идеология страны говорят о недопущении разжигания межнациональной розни, ущемления по языковым принципам и так далее, а два акима – один из которых, кстати, был зампредом Ассамблеи народа Казахстана – будто саботируют все это. По сути, это как если бы защитники прав животных надели шубы из натурального меха или бренд-амбассадор Coca-Cola пил Pepsi на публике. Госслужащие – представители бренда под названием Власть и должны транслировать его ценности и месседжи.

С точки зрения политических коммуникаций. Через журналистов политики и другие передают информацию массам, отсюда и название – средства массовой информации. Какую информацию передали зрителям уже бывшие акимы, можно судить по комментариям многотысячной аудитории Ниязова. И языковая тема, кстати, в них не единственная. Зрители умеют тонко считывать личностные качества интервьюируемых.

Можно разобрать другие точки зрения и подискутировать, но очевидно, что на закате своей службы государству политические долгожители и тяжеловесы пополнили свой репутационный капитал очень неоднозначными кейсами.

Цитата лета

«Мы даже обогнали Токио». Эти слова министра Багдата Мусина о скорости интернета в Астане разлетелись по всем популярным СМИ, каналам, пабликам и сгенерировали мемы. Сказанные более месяца назад, они до сих вызывают саркастические комментарии. Ну, не верят астанчане с медленным интернетом в девайсах, что им могут позавидовать жители продвинутого Токио.

Я не технарь, не буду пытаться разобрать сказанное грамотным в IT министром. Наверное, правда в его словах есть, и фраза не вызвала бы смех у таких же специалистов, как он. То есть у другой аудитории. Понимаете, да? У любого выступления политика своя аудитория. Говорить и объясняться с ней следует на взаимопонятном языке.

Перед выходом к СМИ или широкой публике следует всегда делать анализ аудитории и ситуации. Он повысит шансы на попадание в тему и точки пересечения интересов аудитории и коммуникационных задач спикера.

А если говорить конкретно о проблемах интернета, мобильной связи и другого, по этому кейсу видны признаки отсутствия последовательных коммуникационных стратегий – у минцифры в отдельности и совместных с профильными ведомствами и компаниями. Темы народные и сложные во многих отношениях. Коммуницировать их поэтому следует системно и вместе с другими сторонами. Иначе репутационные потери на трассе токийского дрифта Мусина неизбежны.

Этими и другими кейсами запомнится PR- и медиаспециалистам лето 2023-го. Уместить все в один обзор невозможно. Читайте больше в моих аккаунтах: Dana Saudegerova в Facebook, Instagram и Commedia KZ в Telegram. Комментарии и предложения по следующим статьям приветствуются.

Всем PR-драйва от интересных кейсов и проектов, коллеги!

Дана САУДЕГЕРОВА