4 октября 2023
О каких изменениях
на рынке коммуникаций в Казахстане важно знать PR-специалисту?
Охота на блогеров, коммуникации в стиле #жанаказахстан, нарративы в госкоммуникациях и причины недоверия власти, а также освоение PR-специалистами метавселенной – все это повестка прошедшей в конце сентября ежегодной конференции PR Forum Astana.

Форум на протяжении 11 лет организовывает клуб PR-шы, предлагая для обсуждения самые актуальные темы отрасли. При этом неизменным остается интерес профессионального сообщества к разбору кейсов и угроз, с которыми сталкиваются организации в Казахстане, работающие как в коммерческом, так государственном секторе.


Справка: Мероприятие поддержали Казахстанский пресс-клуб, Национальная ассоциация по связям с общественностью РК, агентство Media Marketing и онлайн-журнал PR Drive.
Генеральный партнер – компания «Тенгизшевроил», дополнительные спонсоры мероприятия – "Gedeon Richter KZ" и Школа медиа и кино AlmaU. При этом партнерство с университетом особенно важно в контексте консолидации усилий профессионального сообщества и учебного заведения
в вопросе подготовке квалифицированных
PR-специалистов.
Онлайн в законе

Самой актуальной темой в этот раз стал Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-площадках». В народе законопроект получил название «Закон о блогерах», поскольку в нем вводится определение «инфлюенсер (блогер)».

Теперь с точки зрения казахстанского законодательства инфлюенсер (блогер) – это пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформе, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности.

Как подчеркнул на пленарке заместитель директора департамента государственной политики в области СМИ Алишер Мукажан, данная законодательная инициатива изначально принадлежит депутатам. «Мы со своей стороны в качестве уполномоченного органа также проводили исследования, вносили свои предложения. Хотел бы особо отметить, что в разработке закона использовались базовые правила работы в онлайн-пространстве, показавшие свою эффективность в мировой практике. Наш закон подобен тому, что используется в странах ЕС – максимально базовый, без каких-либо усложнений», – пояснил он.

В свою очередь, депутат Парламента РК Айдос Сарым считает, что новый закон – первый шаг на пути к совершенствованию всей отрасли. «Опираясь на международный опыт, мы учитывали также и тот факт, что при переговорах с любой крупной цифровой платформой – Tik-Tok, YouTube, и т.д. мы сталкиваемся с проблемой отсутствия законодательной базы для реализации проектов на данных площадках. Не спорю, что были и противоречивые мнения со стороны профессиональной среды – однако развею сомнения и здесь тоже – никаких блокировок социальных сетей мы не рассматривали», – прокомментировал слуга народа.

Самыми обсуждаемыми нормами данного закона стали обязательная маркировка блогерами рекламных материалов и налогообложение. В первом случае решили позаимствовать аналогичные требования из Закона «О СМИ», которые, к слову, в своем большинстве игроками медиа-рынка выполняются избирательно. Так, например, в прайсах некоторых СМИ даже значится опция «Без значка PR», что предполагает дополнительную наценку.

В правилах, разработанных МИОР РК для уточнения нормы нового законодательства, говорится, что маркировка осуществляется в текстовом формате с возможностью ее четкой идентификации. Текстовое указание должно содержать одну из следующих формулировок:

  • "жарнама" – "реклама";

  • "жарнамалық материал" – "рекламный материал";

  • "серіктестік материал" – "партнерский материал";

  • "демеушілік материал" – "спонсорский материал";

  • "жарнама құқығында" – "на правах рекламы";

  • "демеушімен төленген" – "оплачено спонсором";

  • "PR құқығында" – "на правах PR".

Что касается вопроса налогообложения, то по словам руководителя пресс-службы департамента госдоходов МФ РК Айнур Сартаевой, казахстанские блогеры оплачивали налоги и ранее. К примеру, 80% блогеров уже работают через ИП и перечисляют налоги с бюджет. Однако все еще есть прецеденты неоплаты и сокрытия своих доходов. По ним предприняты меры и разосланы уведомления. Иными словами, охота на блогеров, уклоняющихся от налогов, уже начата.

При этом участники форума считают, что несмотря на отдельную законодательную норму, в вопросе налогообложения все еще остаются моменты, требующие доработки. Так, например, если блогер решает зарегистрировать свою деятельность в качестве ИП, чаще всего он делает выбор в пользу специального упрощенного налогового режима. Это дает возможность новоявленному предпринимателю оптимизировать свои налоговые платежи до 3% от дохода, полученного в результате блогерства. Главное здесь – не ошибиться с выбором кода своей экономической деятельности. Дело в том, что для применения специального налогового режима (СНР) есть свои ограничения по численности работников, размеру полученного дохода, а также видам деятельности. В частности, с 1 января 2023 года налогоплательщики из числа индивидуальных предпринимателей, осуществляющие консультационные или маркетинговые услуги, должны использовать общеустановленный налоговый режим. А это уже оплата в бюджет не 3%, а 10% от доходов, полученных в результате своей деятельности.

В связи с этим важный комментарий во время обсуждения на форуме сделал PR-менеджер АО «Казахстанский фонд устойчивости» Айбар Олжаев. В частности, на данный момент в классификаторе, устанавливающем порядок классификации и кодирования видов экономической деятельности, нет кода, подходящего для блогера. Поэтому по его словам для рынка важно теперь внести новый ОКЭД – «услуги инфлюенсеров», это позволит соблюдать нормы закона и оплачивать налоги в соответствии со своей сферой деятельности.

Также на пленарном заседание спикеры обратили внимание на то, что в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена новая статья, согласно которой за распространение дезинформации пользователи и влиятельные лица/инфлюенсеры онлайн-платформ будут нести административную ответственность.

В этой части президент международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Карлыгаш Жаманкулова особо подчеркнула, что распространение ложной информации карается штрафом, однако только в том случае, если вы являетесь источником информации. При ссылке на зарегистрированное СМИ данная норма теряет свою силу. В свою очередь представитель МИОР РК Алишер Мукажан добавил, что при этом штрафом карается репост каждого, кто сделал репост недостоверной информации, источником которого не является СМИ и официальные лица. Лайк же при этом не является активным действием, и не карается законом. Так что теперь действия в социальных сетях для каждого из нас накладывают еще бОльшую ответственность.


Коммуникации в Новом Казахстане

Как научить слышащее государство говорить с общественностью? Такой непроизнесенный вслух вопрос повис над панельной сессией, посвященной госкоммуникациям.

Несмотря на то, что пресс-секретарь министерства труда и социальной защиты населения РК Сакен Дилдахмет отметил изменения в работе пресс-служб государственных структур, собравшиеся говорили, что чиновники боятся выступать инициатором коммуникаций с общественностью. Так, о высокой персональной ответственности высказалась главный редактор @ulysmedia Самал Ибраева. По ее словам, личная вовлеченность официального представителя весьма важна в построении эффективных коммуникаций. Эту мысль поддержал и заместитель председателя правления Maqsut Narikbayev University Ерболат Мухамеджан, обозначив, что зачастую госорганы, в том числе достаточно крупные чиновники, игнорируют признание ошибок как важную часть коммуникаций.

В подтверждение этому уже в рамках Мастерской коммуникаций эксперт по стратегическим коммуникациям, член клуба PR-шы Аида Досаева разобрала три реальных кейса по государственным коммуникациям министров.

В результате дискуссий стало очевидно, что концепция «Слышащего государства», объявленная президентом, требует доработки. Чиновники зачастую интерпретируют ее по-своему, взаимодействуя с аудиторией по принципу «Я вас услышал!», что подразумевает:

- Я все равно остаюсь при своем мнении и не готов к дальнейшему диалогу;

- Это не значит, что я обязательно решу эту проблему;

- Это не значит, что тоже считаю ее важной;

В связи с этим большая надежда возлагается на Академию государственного управления при Президенте РК, обучающую госслужащих. Особенно если учесть еще одно важное законодательство «Об общественном контроле», которое прописывает, что теперь гражданские петиции, набравшие более 50 тысяч голосов, будут рассматривать на уровне правительства.

Между тем, по мнению еще одного спикера Мастерской коммуникаций - заместителя руководителя пресс-службы национального банка РК Айнур Джумадиловой, процесс взаимодействия с общественностью, в том числе с точки зрения госкоммуникаций, усложняют устоявшиеся стереотипные нарративы. Более того, ошибки отдельных чиновников как раз могут создавать неправильную картину восприятия всего государства, нивелируя все положительные изменения. Поэтому то, что могут и должны делать PR-специалисты, это создавать новые нарративы, которые будут замещать стереотипные представления общественности, выработавшиеся в результате неудачного опыта в прошлом.
Больше фотографий с мероприятия смотреть тут.
От редакции: На форуме было много и других дискуссий. В следующем материале мы расскажем о сессии «Освоение навыков PR в мета-вселенной».
Екатерина Корабаева
Профессор практики Школы медиа и кино AlmaU