PR Drive
11 декабря 2023
PR трансформация в Казахстане:
если ты не занимаешься
GR, то GR займется тобой


Photo by Scott Graham on Unsplash
Пресс-службы государственных органов и крупных компаний сейчас в ситуации, когда заниматься Public Policy и GR - это не опция «улучшайзинга» или бенчмарк, а острая необходимость. Если ты как коммуникатор не занимаешься GR, то GR обязательно займется тобой. Например, через Oibai News в инфополе и кейсы, когда «оказалось, всем опять не показалось».

1. Какие GR-функции выполняют пресс-службы сегодня?
• переписка с госорганами по вопросам информполитики, «паровозом» - внесение при необходимости изменений во внутренние документы
• информсопровождение постановлений и подзаконных актов
• сопровождение спикеров на открытые мероприятия, в том числе на заседания Парламента
• участие в организации и подготовке контента ко встречам высокого уровня
• депутатские запросы и запросы СМИ, касающиеся политических и социально значимых в масштабах региона/страны инициатив
• всё вышеперечисленное опционально может меняться вширь и вглубь в зависимости от масштабов и профиля компании, наличия или отсутствия отдельного подразделения по GR.

Айнур ДЖУМАДИЛОВА
2. Какие рабочие процессы при этом выполняет PR?

• анализ инфорисков до опубликования документов, ответов на запросы СМИ, любых внешних коммуникаций
• подготовка контента: Q&A, пресс-релизы, медиапланы для отдельных информкампаний
• ивенты и сопровождение: сверка и рассылка докладов и других материалов, организация пресс-выходов
• мониторинг инфополя: госорганы обычно вынуждены приглядывать за «полем» 24/7, другие структуры - в рамках рабочего времени
• сопоставление данных и бэкграунда: что и кем говорилось до этого по теме мероприятия или инфоповоду.

3. Какие ресурсы и навыки являются ключевыми?

• наличие неформальных связей в медиа и среди коллег по PR/GR цеху (предупрежден, значит вооружен)
• анализ инфорисков: понимание странового и отраслевого контекста, нарративов твоей целевой аудитории и потенциально триггерных для нее тем
• умение фильтровать и анализировать данные, иногда - жонглировать ими
• hard skills: свободное владение государственным языком – уже почти опция по умолчанию; английский, навыки в смежных сферах и IT - преимущество
• soft skills: антихрупкость, ситуативность и одновременно проектно-ориентированность, умение смотреть на процессы «сверху» и видеть «картину в целом».

4. Что критически важно на перспективу?
принципы: бизнес сегодня строится на больших данных, а маркетинг и пиар - на ценностных ориентирах. Так что красиво быть, а не казаться - уже не работающая история
инструменты: молниеносная реакция, учет нарративов, исчерпывающие объяснения. На понятном и нативном казахском и русском языках
взаимодействие: открытая и конструктивная коммуникация с коллективом, медиа, коллегами в отрасли, decision-мейкерами
в коммуникациях так же, как и везде, сейчас критически важен принцип трех «К»: кооперация, координация, креатив.

5. Выводы: что было, что есть, чем сердце успокоится

Настоящее: последнюю пятилетку наша профессия переживает бурный этап перехода от исполнительских технических функций (открыточки сделать, поздравления написать, пресс-релиз отредактировать, дальше - не мешать) к стратегическим (участие в принятии решений, анализ инфорисков, планирование и реализация инфокампаний на проектной основе).

Будущее, наступившее уже сейчас: GR сейчас настойчиво стучится во все двери - от ИП «Столы и стулья» до самых высоких атмосфер. Потому что коммуникационная среда в Казахстане сегодня - это идеальный шторм – растущая гражданская активность общества и тренды на «скорость, искренность, открытость» в медиа дают идеальную и ежедневную «вечеринку черных лебедей».
Коммуникаторы на этой вечеринке - главный обслуживающий персонал. А каждая новая опция в твоей профессии - это всегда стресс, потому что это вызов и возможности одновременно. Мне кажется, все коллеги по цеху переживают сейчас разную степень эмоций в отношении нарисовавшихся на горизонте функций из области public policy по той самой шкале «гнев – отрицание – торг – принятие».

Госорганы уже в принятии, остальные - на пути к этому. И в такой ситуации точно - один в поле не воин. Поэтому на организованной недавно PR/GR collab на площадке PR Drive и GR hub мы решили кооперироваться, чтобы сообща перейти от реагирования к управлению этими увлекательными процессами, игнорировать которые уже нельзя.
Об авторе

Айнур Джумадилова
Эксперт по коммуникациям, заместитель руководителя пресс-службы Национального банка РК. Член клуба PR-шы

insta/FB: @ainur.jumadilova