Как центробанк Беларуси разрушает стереотипы о коммуникациях
В постсоветских странах национальные банки сложно назвать авангардом в коммуникациях. Как правило, взаимодействие центробанков с населением проходит в консервативно-сдержанном режиме. Однако Национальный Банк Беларуси демонстрирует, что этот орган может коммуницировать совершенно по-другому, завоевывать доверие населения и повышать финансовую грамотность. Заместитель начальника управления информации и общественных связей Национального Банка Беларуси Сергей Салак поделился опытом на Центрально-Азиатском PR Форуме в Бишкеке 8-9 декабря.
Если до недавнего времени информационная политика в Нацбанке Беларуси носила скорее ограничительно-регламентирующий характер, то сегодня главный принцип этого органа – «делай, что говоришь, и говори, что делаешь». Стратегической инициативой Нацбанка является переход к режиму инфляционного таргетирования и управлению инфляционными ожиданиями населения.

Если раньше считалось, что центробанки и их деятельность не должны быть предсказуемы, поскольку кто-то может злоупотребить этими знаниями, то сейчас в мире наблюдается обратная тенденция. Поэтому повышение предсказуемости действий Нацбанка Беларуси – одна из его целей сегодня. А цель новой информационной политики –:«повысить уровень доверия к центробанку как к госоргану, который реализует открытую, последовательную и понятную денежно-кредитную политику в области поддержания ценовой стабильности, обеспечения стабильности банковского сектора и эффективности, надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Центробанк Беларуси будет рассматривать проект новой информационной политики буквально на днях – в середине декабря этого года. Планируется, что после утверждения документ будет опубликован на сайте в открытом доступе, что станет своего рода политическим обязательством со стороны центробанка и своеобразной гарантией безусловного выполнения положений новой коммуникационной политики.

Одним из первых шагов в рамках новой политики стал новый сайт центробанка на трех языках с версией для слабовидящих. На сайте можно найти 5 тысяч документов и страниц, он адаптивен для всех гаджетов, имеет облегченную структуру и делает акцент на тех моментах, которые банк хочет протранслировать в первую очередь.

Встречи с журналистами в виде информационных обучающих семинаров и встречи с экспертами в доверительной обстановке дают хорошие результаты. Помимо этого, центробанк при освещении крупных мероприятий или событий наладил коммуникации с районными газетами через белорусское информагентство Белта, совместно с которым готовит рассылку материалов с понятной инфографикой и информацией на доступном языке. Нестандартное решение использовал центробанк при проведении в 2016 году деноминации национальной валюты. По закону новые деньги до введения в обращение не могли покинуть здание центрального хранилища банка, поэтому был организован пресс-тур для журналистов в само хранилище, доступ в которое обычно есть лишь у строго ограниченного круга.
Центробанк координирует программу повышения финансовой грамотности, в которой задействованы госорганы, банки и министерство образования. Налажено взаимодействие банковской системы с системой образования для организации и проведения мероприятий по финансовой грамотности во всех школах страны. Разработан сайт финансовой грамотности – единый портал, над которым работают участники всего рынка.
Ежегодно центробанк проводит кампанию в рамках международной иницативы Global Money Week. В год проведения в мероприятия по повышению финансовой грамотности в рамках инициативы удалось вовлечь максимальное количество школьников – почти 500 тысяч человек. Кроме того, каждый год Национальный банк проводит среди учеников 10-11 классов олимпиаду по финансам на уровне начиная от школы до республиканского финала в стенах Нацбанка. Разработали для школ методичку – как готовиться к олимпиаде. В прошлом году в ней приняли участие 32 тысячи школьников – отличный результат, учитывая скромный бюджет на кампанию.
Недавно центробанк провел конкурс среди школьников-видеоблогеров, на который пришло почти 300 роликов. Дети вовлекали в съемки учителей, банкиров, родителей, снимали фильмы, делали анимацию. Лучшие ролики разослали по школам через министерство образования как рекомендованные по изучению финансовой грамотности для школьников. Главный принцип этого инструмента - равный учит равного, в игровой манере, с шутками, которые вызывают улыбку, но несут важную информацию.

Наконец, это скорее имиджевый и даже страновой проект - центробанк выпустил карты республики Беларусь с замками и уникальными архитектурными решениями. Примечательно, что проект разрабатывали с чистого листа – раньше такой карты в стране не было. Аналогичные карты сделали с природными заказниками и со спортивными объектами. На обратной стороне карт – информация как о самих объектах, так и о коллекционных монетах, которые выпускает Национальный банк Беларуси.