ESG как новая философия бизнеса В декабре 2022 года компания PwC опубликовала свой ежегодный
рейтинг раскрытия ESG-информации в Казахстане. В рейтинге представлены 50 казахстанских компаний: национальные, публичные и частные компании. Среди топ-10 рейтинга - НАК «Казатомпром», НК «КазМунайГаз», КазТрансОйл, Казахтелеком, АК Алтыналмас, Народный банк Казахстана и другие.Когда мы говорим об ESG, речь идет о трех измерениях деятельности компании – это
Environment (ответственное отношение к окружающей среде),
Social (высокая социальная ответственность
) и Governance (высокое качество корпоративного управления). Концепцию ESG в ее нынешнем понимании впервые сформировал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан еще в 2004 году. Тогда, на волне растущей общественной обеспокоенности из-за глобального изменения климата планеты, он обратился к главам крупнейших мировых корпораций с призывом положить ее в основу своего развития. Именно поэтому снижение объема углеродных выбросов, которые компания осуществляет в процессе своей деятельности, является одним из ключевых компонентов ESG-повестки.
О том, что стратегии устойчивого развития — это не модная аббревиатура, а долгосрочный тренд, свидетельствует тот факт, что в 2021 году
96% компаний из списка S&P 500 опубликовали отчеты об устойчивом развитии. Согласно результатам международного исследования McKinsey по оценке программ ESG, более
80% руководителей высшего звена и специалистов по инвестициям считают, что вклад программ ESG в акционерную стоимость в ближайшие годы будет возрастать.
Чем отличается ESG от CSR? Как выяснилось в ходе общения с коллегами из PR-сферы, некоторые из них все еще воспринимают ESG через призму программ социальной ответственности бизнеса (CSR), ошибочно полагая, что если компания занимается программами благотворительности, значит, у нее есть ESG.
На самом деле CSR программы компании составляют лишь один компонент ESG – [S]. Конечно, можно и нужно оказывать помощь сообществам, в которых работает компания, поддерживать сотрудников, реализовывать программы корпоративного волонтерства, однако этого уже недостаточно.
Сегодня ведущие компании мира заботятся не только о том, как они могут заработать больше денег (хотя и об этом тоже), но также и о том, как они могут сберечь природные ресурсы и сделать мир лучше. В рейтинге
10 лучших компаний, которым удается достичь баланса между экономической выгодой, пользой для общества и природой, по мнению инвестиционных аналитиков, такие какие компании как Linde (производство и дистрибуция газа), Accenture (консалтинговая компания), Microsoft (программное обеспечение), J.B. Hunt (транспорт и логистика).
Одним из ключевых отличий ESG от CSR является то, что ESG-компоненты имеют прямое влияние на финансовые показатели компании. Поэтому важно, чтобы стратегии ESG были измеримы и интегрированы в корпоративную культуру компании, чтобы сотрудники понимали ценность этих инициатив.
Самый простой пример – экономия воды через переиспользование водных ресурсов для производственной компании сначала может быть сопряжена с расходами на приобретение и установку более технологичного оборудования, но в долгосрочной перспективе означает экономию средств на водопользование и репутационные дивиденды от потребителей, которые ценят усилия компании по сохранению водных ресурсов [E]. То же самое в случае с экономией электричества или переработкой отходов.
Как отмечают авторы отчета PwC, казахстанский бизнес еще не сформировал серьезных целей по декарбонизации, многие компании находятся в процессе формирования ESG-концепции для своего бизнеса и пока ограничиваются отдельными ESG-инициативами.
Как интегрировать ESG в корпоративные коммуникации Цели и задачи стратегии устойчивого развития должны быть понятны каждому сотруднику компании, поэтому важно информировать сотрудников и привлекать их к разработке ESG- повестки.
Исходя из того, что одной из составляющих [G]-компонента ESG является обеспечение прозрачности деятельности компании, первостепенными инструментами для продвижения ESG-стратегии среди широкого круга стейкхолдеров являются официальный веб-сайт компании, аккаунты компании в социальных сетях.
Одно из ключевых требований к ESG показателям – это их измеримость. Это значит, что компания должна не просто информировать о том, на сколько кг или тонн она сократила свои отходы/выбросы, на сколько процентов планирует увеличить долю женщин в управляющих органах, или какие меры будут предприняты для предотвращения коррупции, но также и ставить перед собой более амбициозные цели в области устойчивого развития на годы вперед. Соответственно, по итогам каждого года компания должна отчитываться о достигнутых результатах и декларировать новые цели.
Если компания публикует годовые отчеты, то ESG-отчетность может быть так же интегрирована в нее либо, если финансовая отчетность не публикуется, она может выпускаться отдельно в виде отчетов об устойчивом развитии.
В условиях растущего интереса инвесторов и потребителей к ESG и разнонаправленности самой ESG-повестки, рассказывать об усилиях компании в области устойчивого развития можно практически в каждом материале о деятельности компании. С репутационной точки зрения также может быть полезно присутствие компании, реализующей ESG-инициативы, в рейтингах, которые составляют международные и местные рейтинговые агентства. Главное здесь – соизмерять коммуникации с реальными делами и результатами, чтобы не переусердствовать и не быть обвиненными в гринвошинге.