Что такое GR? Меня часто спрашивают: а что такое GR и чем конкретно вы занимаетесь? Складывается впечатление, что зачастую, когда говорят "GR", подразумевают «открывает двери», «решает (читай, «разводит») вопросы», «организовывает встречи».
Как человек, который в GR ('government relations' – взаимодействие с государством – прим Ред.) уже более 16 лет, хочется наконец развеять миф о профессии и разложить все «по полочкам». Да-да, это профессия с определенными целями и требованиями к профессиональным навыкам. Основной задачей функционала GR является защита интересов бизнеса и создание или увеличение ценности для бизнеса, будучи «глазами, ушами и голосом» бизнеса в его взаимодействии с государственными органами. Эту задачу GR осуществляет в тесной связи с бизнесом и другими функциями с целью выявления возможностей и управления рисками. GR содействует выполнению поставленных бизнесом задач, в том числе посредством обеспечения доступа к ресурсам и проектам. GR взаимодействует с правительством с целью формирования регуляторной среды, в том числе фискальной, юридической, экологической. В крупном бизнесе GR активно влияет на нормотворческую деятельность, отстаивая позицию бизнеса по ключевым вопросам.
Это очень внешне направленный функционал – GR словно «прислушивается» к госорганам и интерпретирует потребности правительства и его перспективу на понятный бизнесу язык и, выстраивая взаимоотношения с представителями государства в формате доверия и уважения, обеспечивает понимание политической и законодательной среды «обитания» бизнеса на местном, национальном и международном уровне. GR – это своего рода организация многосторонне развитых агентов «разведки», которые благодаря своим выстроенным взаимоотношениям своевременно собирают и активно передают информацию критической важности для бизнеса для определения последующих действий и решений. Ведь бизнес работает в быстро меняющихся условиях (вспоминаем концепции VUCA и BANI, а теперь уже и SHIVA современного мира), и ему крайне необходимо быть не застанутым «врасплох».
GR функционал можно распределить по следующим категориям: - Адвокация: когда профессионалы GR работают самостоятельно или в тандеме с другими специалистами своей компании или представителями других компаний или даже привлекая несколько отраслевых организаций или компаний извне своей отрасли, в том числе международные организации и финансовые институты для того, чтобы повлиять на разработку и принятие законодательных норм и/или политических решений, которые влияют или могут непосредственно повлиять на деятельность и, как следствие, на доходность их компании или отрасли. В процессе адвокации GRщики должны уметь представлять позицию компании/отрасли, своевременно предоставлять качественную и актуальную информацию и анализ различного рода группам стейкхолдеров, выстраивать взаимоотношения и конструкции взаимоотношений с тем, чтобы достичь приемлемых и положительных для бизнеса результатов.
- Комплаенс-регулирование: обеспечение соответствия организацией нормам законодательства. Функция GR обеспечивает постоянный мониторинг изменений в законодательстве с тем, чтобы ее организация действовала в рамках соответствующих законодательных норм. Данная работа выполняется в тесной связи с юридической службой.
- Мониторинг и обмен информацией: служба GR – это своего рода информационный канал, который информирует свою организацию о действиях правительства и информирует правительство о потребностях и действиях своей компании.
- Взаимодействие со стейкхолдерами: выстраивание и поддержание крепких взаимоотношений с представителями госорганов фундаментальны для работы GR. Такие взаимоотношения помогают заручиться поддержкой инициатив, способствуют решению вопросов и в целом быть информированными о предстоящих регуляторных изменениях.
- Кризисный менеджмент: GR служба может быть весьма ценной в кризисные времена или во время повышенного общественного внимания к компании. Сообща с другими функциями, в том числе со службой PR, GR оказывают поддержку во избежание негативных последствий в части активной коммуникации с правительственными органами, с целью определения наиболее благоприятных решений.
- Репутация и публичный имидж: в некоторых случаях GR содействует в формировании положительного публичного имиджа компании, демонстрируя ее приверженность ответственному ведению бизнеса. Эта работа также выполняется в тесной связи со службой PR.
Объем и содержание работы службы GR может варьироваться в зависимости от отраслевой принадлежности компании, а также от размера и задач компании. В нынешнем мире, где решения госорганов могут в значительной мере оказывать влияние на деятельность бизнеса, функция GR жизненно необходима для того, чтобы помочь бизнесу определять направления взаимодействия с государством. Эта функция служит проактивной силой, задача которой способствовать тому, чтобы интересы компании коррелировали с политикой государства, а также продвигать стабильные и взаимовыгодные взаимоотношения между бизнесом и государством.