В кризис выживут компании-визионеры
В условиях физической невозможности продать свои товары и услуги спрос на продвижение, безусловно, снижается. Мы попросили экспертов в области маркетинга рассказать, как текущий кризис отразился на рынке маркетинговых услуг, как с этим справляться и что делать бизнесу?
Станислав Аппазов, генеральный директор Appazov Branding Agency

- Нынешний кризис затронул практически все отрасли экономики и слои населения, что, несомненно, отразилось на бизнесе маркетинговых компаний, в частности, брендинговых агентств. Часть клиентов перешла в режим «выжидания» и экономии расходов на развитие.

Тем не менее, есть и доля клиентов, которые пытаются использовать это время затишья для того, чтобы пересмотреть приоритеты, восполнить пробелы в части маркетинга, дизайна, стратегии, заняться обучением, завершить работы, на которые в обычное время не хватает времени. К счастью, наш бизнес позволяет выполнять заказы практически полностью удаленно без потери качества, поэтому мы еще на плаву.

Я думаю, в это время важно поддерживать коммуникации с клиентами, показывать свое участие и готовность помочь, поддерживать сплоченность команды, протестировать возможности и технологии удаленной работы, наращивать компетенции.

Кризис повлияет не только на бизнес. Изменится и сам потребитель, его ценности, приоритеты, возможно, образ жизни. Поэтому компаниям нужно будет задуматься о своих ценностях, миссии и языке, на котором они говорят со своей аудиторией.

В кризис выживают всегда сильные бренды с преданными покупателями и уникальной ценностью. Брендинг, который позволяет выстроить крепкую эмоциональную связь с потребителями, будет по-прежнему пользоваться спросом и в новых, посткризисных реалиях.

Станислав АППАЗОВ
Альбина Бунеску, основатель маркетинг сообщества Astana Marketing Club

- Введенные чрезвычайные меры негативно отразились на сфере маркетинговых услуг. Некоторые рекламные контракты были приостановлены, те, что были на стадии подписания, зависли на неопределенный срок. Однако есть рекламодатели, которые именно в кризис усилили размещение рекламы.

Сейчас у маркетологов, коммуникационных агентств и владельцев бизнеса одна задача – адаптироваться к нынешней ситуации. Если ваш бизнес позволяет выход в онлайн – используйте эту нишу, если у вас уже есть онлайн сервисы – необходимо усовершенствовать услугу, подумать над коммуникационным сообщением, чтобы оно было актуально для текущей обстановки. Например, магазины товаров могут продавать онлайн, рестораны – создать карантинное меню с бесконтактной доставкой, фитнес центры – устраивать тренировки в прямом эфире, консалтинговые услуги можно перевести в онлайн режим, проводить вебинары, марафоны, консультации, интервью с экспертами.

Рекламные агентства могут разработать антикризисный медиа план/пакет услуг для рекламодателей и помочь выстроить онлайн продажи. Нужно использовать время карантина с пользой: обновить дизайн, вижуалы, рекламные баннеры, презентации, коммерческие предложения, подумать над новым продуктом/услугой - "что еще вы можете сейчас предложить?".

Кризис – это возможность пересмотреть бизнес процессы, услышать нужды и желания целевой аудитории (клиентов, покупателей), адаптироваться и предложить новое решение.


Альбина БУНЕСКУ
Сергей Недобор, учредитель Nomad Marketing

- По моим наблюдениям, в сфере интернет-маркетинга ситуация не катастрофическая, однако наш бизнес ощущает просадку в доходах из-за кризиса. У нас около 15 активных проектов из совершенно разных сфер экономики, то есть наш бизнес "диверсифицирован". Тем не менее, даже несмотря на разноплановость клиентуры, доходы снижаются, увеличивается дебиторская задолженность, у некоторых компаний нет денег для погашения задолженности, некоторые не могут провести платежи из-за паузы в работе банков.

При этом современный кризис не похож на остальные, так как в 2008 и 2015 годах экономический кризис способствовал повышению спроса на маркетинговые услуги, в особенности – на интернет-маркетинг. Компании искали новые способы увеличить клиентскую базу, при этом не готовы были тратить деньги без понимания эффективности потраченных средств. Мой бизнес связан с предоставлением комплекса услуг по маркетингу с расчетом стоимости полученных результатов, а именно – количества заявок, стоимости заявки, стоимости продажи и ряда других важных для бизнеса метрик. Если ранее компании в кризисное время охотно инвестировали в интернет-маркетинг, то в этот раз ситуация совсем иная.

Ввиду невозможности продажи 80% производимых товаров и услуг, компаниям из этих сфер деятельности практически нет смысла вкладываться в рекламу и искать новых клиентов. То есть природа современного кризиса – это не спад спроса, а искусственное ограничение предложения, вызванное современными реалиями. Именно изоляция вынудила сократить предложение со стороны большинства компаний, что, в свою очередь, повлияло на сокращения персонала, приостановку работы или закрытие некоторых компаний.

Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Компании, которые заботились о своем будущем и сформировали определенную подушку безопасности, сейчас вкладываются в будущий рост. Кто-то "разморозил" проект по созданию интернет-магазина ввиду сильно сократившихся офлайн-продаж, кто-то разрабатывает полезные информационные курсы, кто-то создает новые продукты, направленные на сегмент доставки. Сильные компании становятся только сильнее за счет продуманного менеджмента и наличия "визионеров", готовых сделать ставку на то, что понравится людям после кризиса. Я рад, что у нашей компании большая часть клиентов – это именно такие сильные компании, с видением, сформированным на несколько кварталов вперед, готовые к трансформациям и к активной конкуренции как в периоды роста, так и на спаде рынка.

Что касается наших сотрудников, мы никому не снижаем зарплаты, перевели всех на дистанционный режим работы, выполняем в полном объеме обязательства по аренде офиса. По сути, популярную ныне удаленку мы внедрили больше года назад, так как у нашей компании плавающий график работы, сотрудники получают задачи и формируют отчеты в системе таск-менеджмента flowlu, а личные встречи всей командой проводятся 2-3 раза в месяц для обсуждения текущих проектов или проведения брейнстормов.

Считаю, что после кризиса мы гораздо больше привыкнем к онлайн-покупкам, безналичная оплата станет нормой для еще большего количества людей. В выигрыше окажутся те компании, которые обладают наибольшей гибкостью, открытостью к технологиям, чьи сотрудники "горят" работой, а не просто протирают штаны с 9 до 18 часов. Именно такие компании первыми внедряют новые инструменты, именно они действительно двигают страну в новую реальность, зачастую опережая большие компании в темпах и качестве работы.

Желаю читателям PR Drive использовать время с пользой для личного и корпоративного развития и ни в коем случае не унывать, ведь именно вы можете внести свой вклад в то, какой будет эта страна завтра!


Сергей НЕДОБОР