Сергей Недобор, учредитель Nomad Marketing
- По моим наблюдениям, в сфере интернет-маркетинга ситуация не катастрофическая, однако наш бизнес ощущает просадку в доходах из-за кризиса. У нас около 15 активных проектов из совершенно разных сфер экономики, то есть наш бизнес "диверсифицирован". Тем не менее, даже несмотря на разноплановость клиентуры, доходы снижаются, увеличивается дебиторская задолженность, у некоторых компаний нет денег для погашения задолженности, некоторые не могут провести платежи из-за паузы в работе банков.
При этом современный кризис не похож на остальные, так как в 2008 и 2015 годах экономический кризис способствовал повышению спроса на маркетинговые услуги, в особенности – на интернет-маркетинг. Компании искали новые способы увеличить клиентскую базу, при этом не готовы были тратить деньги без понимания эффективности потраченных средств. Мой бизнес связан с предоставлением комплекса услуг по маркетингу с расчетом стоимости полученных результатов, а именно – количества заявок, стоимости заявки, стоимости продажи и ряда других важных для бизнеса метрик. Если ранее компании в кризисное время охотно инвестировали в интернет-маркетинг, то в этот раз ситуация совсем иная.
Ввиду невозможности продажи 80% производимых товаров и услуг, компаниям из этих сфер деятельности практически нет смысла вкладываться в рекламу и искать новых клиентов. То есть природа современного кризиса – это не спад спроса, а искусственное ограничение предложения, вызванное современными реалиями. Именно изоляция вынудила сократить предложение со стороны большинства компаний, что, в свою очередь, повлияло на сокращения персонала, приостановку работы или закрытие некоторых компаний.
Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Компании, которые заботились о своем будущем и сформировали определенную подушку безопасности, сейчас вкладываются в будущий рост. Кто-то "разморозил" проект по созданию интернет-магазина ввиду сильно сократившихся офлайн-продаж, кто-то разрабатывает полезные информационные курсы, кто-то создает новые продукты, направленные на сегмент доставки. Сильные компании становятся только сильнее за счет продуманного менеджмента и наличия "визионеров", готовых сделать ставку на то, что понравится людям после кризиса. Я рад, что у нашей компании большая часть клиентов – это именно такие сильные компании, с видением, сформированным на несколько кварталов вперед, готовые к трансформациям и к активной конкуренции как в периоды роста, так и на спаде рынка.
Что касается наших сотрудников, мы никому не снижаем зарплаты, перевели всех на дистанционный режим работы, выполняем в полном объеме обязательства по аренде офиса. По сути, популярную ныне удаленку мы внедрили больше года назад, так как у нашей компании плавающий график работы, сотрудники получают задачи и формируют отчеты в системе таск-менеджмента flowlu, а личные встречи всей командой проводятся 2-3 раза в месяц для обсуждения текущих проектов или проведения брейнстормов.
Считаю, что после кризиса мы гораздо больше привыкнем к онлайн-покупкам, безналичная оплата станет нормой для еще большего количества людей. В выигрыше окажутся те компании, которые обладают наибольшей гибкостью, открытостью к технологиям, чьи сотрудники "горят" работой, а не просто протирают штаны с 9 до 18 часов. Именно такие компании первыми внедряют новые инструменты, именно они действительно двигают страну в новую реальность, зачастую опережая большие компании в темпах и качестве работы.
Желаю читателям PR Drive использовать время с пользой для личного и корпоративного развития и ни в коем случае не унывать, ведь именно вы можете внести свой вклад в то, какой будет эта страна завтра!