Алишер Еликбаев, специалист по коммуникациям
- На данный момент никто не понимает, как долго эта ситуация продлится, как долго хватит запаса прочности самого бизнеса. Если продлится больше месяца, начнется повальное увольнение самих пиар-специалистов, то есть в первую очередь будут сокращать коммуникационные, маркетинговые направления, просто так исторически сложилось. Здесь вопрос выживания самой профессии и самих специалистов.
Здесь нужно понимать, что эта ситуация быстро не поправится, мы живем теперь в новых реалиях, и их нужно принимать. Во-первых, огромное количество специалистов сейчас покажут свою неэффективность в период кризиса, и их будут менять. Те люди, которые не отчаялись, пошли на уступки бизнесу – сократили свои зарплаты, но при этом увеличили свою активность, на этих специалистах будет сделан упор в первую очередь. Просто потому, что кризис – это время высокоэффективных людей, а таких людей у нас на рынке было немного, и рынок как раз-таки начнет очищаться. Это уже было в 2009 году, тогда было небольшое падение, первая девальвация со 120 до 150 тенге за доллар, но тогда действительно все впервые были огорошены этим кризисом и начали сокращать персонал. Кризис в 2014-2015 годах проходил гораздо спокойнее, там люди уже были морально готовы, что это произойдет.
Нынешний кризис и его последствия можно будет оценивать в зависимости от того, насколько долго он продлится. Если 15 апреля все закончится и начнет потихоньку восстанавливаться, то пострадавших будет порядка 30%, в том числе и коммуникационных менеджеров. Если он продлится два месяца, это будут уже совершенно другие цифры. Если три, это убьет огромное количество бизнеса, и выживут совсем немногие, какие бы меры ни предпринимало государство.
Коммуникации в таких условиях должны быть:
а) основаны на лояльности;
б) на эффективности;
с) на том, что специалистам по коммуникациям на эти три месяца ни в коем случае нельзя прекращать общение со своими клиентами, со своими потребителями, нужно искать пути взаимодействия. Нужно быть постоянно на связи с журналистами, потому что у них сейчас переизбыток тем, но недостаток денег, потому что им тоже деловая активность, им тоже нужны рекламодатели. В этом отношении социальные сети гораздо свободнее, поэтому они остаются на плаву и вход туда будет более дешевым. Поэтому я думаю, что коммуникации через социальные сети остаются для компаний одним из немногих выходов и преимуществ для специалистов в области пира, коммуникаций, маркетинга. Они знают, как работать с этими инструментами, просто нужно их немного переориентировать на кризисные коммуникации.