8 заповедей пиарщика
в эпоху
COVID-19
Как коммуницировать со своей аудиторией во время глобального кризиса, вызванного коронавирусом? Этот вопрос уже несколько месяцев решают все профессиональные PR-сообщества.
Все мы понемногу стали принимать тот факт, что пандемия COVID-19 и его последствия - это всерьез и надолго. Это один из тех глобальных кризисов, с которым наша с вами молодая профессия еще не сталкивалась, когда жертвами становятся все - правительства, общество, бизнес, корпорации, а протагониста нет. Управленцы могут только предполагать, как далеко может завести их кризис.

И скорее всего, текущие антикризисные PR-стратегии несоизмеримы с самим кризисом. Это все равно что надевать на замерзшего подростка детский комбинезон в надежде, что ему станет теплее. Антикризисные коммуникационные стратегии все больше стали походить на планы мероприятий и действий. В текущей ситуации, которая меняется каждый день, это верный выход, так как большие стратегические PR-планы неповоротливы и сложны к адаптации. Ведь меняя стратегию, приходится менять и тактику.

Значит ли это, что ничего не нужно делать? Однозначно нет. Делать нужно вдвое больше.
Что же станет отправной точкой в антикризисных коммуникациях?

  1. Первое и основное - доносить до аудитории, что вы делаете в сложившихся условиях. Бизнес, правительства, корпоративный сектор пересматривают свои стратегии развития. Корректируется или меняется полностью видение институтов. Важно делать это все не «в стол», а говорить о проделанной работе.
  2. PR специалист - лучший друг руководителя. Сегодня, как никогда раньше человек отвечающий за коммуникации, должен иметь «доступ к телу». К сожалению, в Казахстане во многих институтах сохраняется роль PR как бэк-офиса, исполнителя заданий руководителя. Нередко PR- специалист узнает о ключевых решениях позднее, чем это необходимо. Однако ни один управленец не может больше себе этого позволить и должен немедленно пересмотреть роль PR-щика в своей деятельности. Если в вашей компании такая ситуация, распечатайте этот материал и покажите данный пункт своему министру, председателю, директору. Транспарентность в коммуникациях должна начинаться с тандема руководителя и пиарщика. Пиар специалист должен первым узнавать обо всех рисках, возможностях, планах и шагах, которые планирует предпринять ваша компания. Часто управленцы не видят коммуникационные риски, тогда как для профессионального PR-практика все они лежат на поверхности.
  3. Communicate, communicate, communicate. Корона-кризис - это тот случай, когда лучше перебдеть чем недобдеть. Коммуницировать необходимо быстро, часто и максимально проактивно на всех доступных площадках, предупреждая информацию других источников, fake новостей или дилетантов.
  4. Борьба за лояльность. В сегодняшних условиях важен каждый комментарий, дорог каждый клиент. Сохранить лояльность к своему бренду во время кризиса - задача номер один для маркетолога или PR-специалиста. Аудитория, community, электорат - это ваши единственные и главные активы, ради которых вы проводите все свои мероприятия.
  5. Транспарентность. Говорить открыто о ваших уязвимых местах и сильных сторонах. Сейчас больно всем.
  6. Эмпатия. В коммуникациях должно быть место эмпатии, и в каждом заявлении должно быть чувство сопричастности к ситуации и ее разрешению.
  7. Гибкость принятия решений. Готовность к тому, что ключевые заявления могут меняться с огромной скоростью, позволит показать динамику в вашей работе или намерениях. Делать это нужно не теряя основного посыла ваших месседжей.
  8. Новые подходы. Для PR профессионала любой кризис - это скрытая ниша для роста и развития. Поэтому кризис - идеальное время пробовать новые методы коммуникаций со здоровой осторожностью.
Все эти действия применимы в связях с общественностью официальных органов, любых форм бизнеса, а также персональных брендов. Готовность к новым реалиям проверяется грамотными коммуникациями и эффективным реагированием на сегодняшние вызовы.

Альбина Рамазан
PR-консультант