Жанар Бекбасова, директор ТОО "TBD" — Как, по вашему мнению, трансформируется формат мероприятий в посткарантинную эпоху— Ивент-индустрия одной из первых ощутила на себе наступление кризиса и, к сожалению, будет восстанавливаться дольше всех остальных отраслей. Судя по опыту прошлых кризисов, этот процесс займет как минимум год для тех, кто работает в сегменте В2В мероприятий, а для остальных может продлиться еще дольше. Чтобы ответить на вопрос, какими будут мероприятия в посткризисный период, я бы хотела их классифицировать по масштабу и формату.
Предлагаю рассмотреть крупные и мелкие конгрессные мероприятия и отраслевые выставки. Организаторы небольших и средних ивентов (до 200 участников) практически не поменяют формата проведения, возможно, попытаются применить определенные диджитал-инструменты для регистрации, назначения встреч, визуализации программы. Также, на мой взгляд, разумно проводить бизнес-конференции или мини-форумы в дни отраслевых выставок и договориться с выставочной компанией о возможности кросс-промоушн. Это поможет и тем, и другим привлечь участников, которых будет немного.
Что касается крупных конгрессных мероприятий, то в ближайший год сократится и их количество, и масштаб. Поскольку они, как правило, международные, то здесь как раз диджитал-технологии помогут сделать программу мероприятия более насыщенной. Скорее всего, форумы и конференции в посткризисный период станут гибридными, когда участники могут присутствовать как физически в зале, так и подключаться онлайн. В принципе эта тенденция была заметена и ранее. Просто нынешний кризис значительно ускорил тренды. Сейчас многие ивент-компании проводят пробу пера, организовывают различные эфиры в социальных сетях и с помощью других сервисов. Но ивенты – это прежде всего нетворкинг. Технологии могут лишь дополнять живое общение. Какое-то время до полной стабилизации ситуации могут быть использованы инструменты матчмэйкинга, закрытых онлайн-комнат переговоров и другие. Некоторые крупные ивент-компании, кстати, уже предлагают эти сервисы своим клиентам. Но широкого распространения эти «фишки» не получат, т.к. главный плюс мероприятия – это возможность личных встреч и предметных переговоров.
С выставками похожая ситуация, много говорят о применении VR, AR, 3D-визуализации. На крупных событиях уже можно увидеть эти технологии при демонстрации, например, производственных процессов. Пока полностью не стабилизируется ситуация с COVID-19, виртуальное присутствие на выставке можно рассматривать как решение, ведь отраслевая выставка – это отражение рынка, если компании там нет хоть в каком-то виде, значит, у нее не все хорошо или она поменяла сферу деятельности.
— Какие новые требования появятся со стороны заказчиков?— Заказчики станут более требовательными. В последние 2-3 года это уже стало заметно, а кризис заставил всех переосмыслить бюджеты и цели маркетинговых мероприятий. Однозначно, предпочтение будет отдаваться узкопрофильным ивентам, где собираются профессионалы, не просто отраслевые эксперты, а спецы по конкретному внутриотраслевому направлению. Ценно время и качество, поэтому двух-трехдневные форумы уже практически ушли в прошлое. Люди будут посещать те мероприятия, где можно предметно поговорить на конкретную тему, встретиться с нужным человеком, кулуарно обсудить свой вопрос. В связи с этим, организаторам мероприятий нужно будет качественно прорабатывать деловую программу, работать со спикерами, приглашать ключевых делегатов, десижн мэйкеров. Для этого сам организатор должен практически на экспертном уровне знать отрасль, для которой делает мероприятие. И, конечно, сейчас всем ивент-компаниям критично разнообразить инструменты маркетинга и PR, которыми может воспользоваться заказчик: это и сайт, и партнерские СМИ, и актуализированные клиентские базы, по которым можно делать рассылку. И, особенно важно, предоставить заказчику площадку своих раскрученных аккаунтов в социальных сетях. Я обратила внимание, что крупные зарубежные отраслевые ивенты предлагают своим участникам возможность проведения прямых эфиров на своих сайтах.
— Какими будут тренды в ивент-индустрии?— Я не могу комментировать в целом индустрию мероприятий, не работаю в развлекательном сегменте, специализируюсь на проведении деловых ивентов. Поскольку онлайн-ивенты уже вошли в нашу жизнь, то организаторам мероприятий остается либо быстро научиться монетизировать их, либо делать оффлайн-ивенты более интересными и полезными. Я уже говорила о продуманной деловой программе. Но самое главное в мероприятиях – это нетворкинг, мы уже видим, что сейчас практически нет полуторачасовых сессий, оптимальный регламент – 45 минут, даже рекомендуют сократить до 30. Остальное время оставить на кофе-брейки и неофициальную программу. Плюс организаторам мероприятий сейчас нужно быть креативными, предусматривать развлекательные элементы или как мы их называем «recreation areas», включать в программу открытые выступления, дискуссии, вместо пресс-конференций придумывать встречи без галстуков в рамках мероприятия. Современный ивент, даже деловой, должен оставлять впечатление, поэтому стоит учитывать все до мелочей, например, музыку во время кофе-брейка или печенье в виде вируса COVID-19. Еще предполагаю, что станут востребованными мероприятия в формате роуд-шоу, в последнее время крупные компании, банки, в том числе казахстанские, пробуют проводить что-то подобное. На самом деле они эффективны и выгодны с точки зрения затрат. Ведь программа формируется под конкретную аудиторию, как правило, небольшую, с учетом ее ценностей и потребностей.