- PR и SMM активность Магнума хорошо видна, насколько затратно на сегодняшний день вести consumer relations в таком формате, как это делаете вы?
- Это затратно. Но это – точно такие же инвестиции в будущее компании, как и, например, в IT. Ни один клиентский бизнес не может сегодня полноценно развиваться, не налаживая обратной связи со своими потребителями. Во время ЧП мы увидели нашу правоту в этом отношении с еще большей ясностью: возможность оперативно и точно доносить наши месседжи до большой аудитории наших покупателей, равно как и способность реагировать на запросы клиентов и партнеров – очень важны для стабильного бизнеса. Это вопрос не только имиджевый и репутационный, но и вопрос развития бизнеса в правильном направлении.
- Обратная сторона популярности - фейк-новости, расскажите, как вы с этим работали? Сколько кейсов дезинформации и мошенничества, связанных с вашим брендом, случились за этот период?
- Да, в связи с тем, что бренд Magnum был постоянно «на слуху», постоянно упоминался и в СМИ и в соцсетях, разумеется, повышенное внимание привлекло и различных недобросовестных людей. И это не только желание как-то «похайповать» на волне повышенного интереса к Magnum, но и желание как-то на этом «заработать» - появлялись мимикрирующие под бренд компании, предлагавшие доставку, какие-то откровенно мошеннические «проекты», обещавшие бонусы за предоставление личных данных… Не очень много, наиболее ярких – два-три случая, мы по всем оперативно отработали, они прекратили свою деятельность.
Что касается в принципе фейковых новостей в отношении компании, без умысла на мошенничество, а из интереса как-то набрать популярность в соцсетях за счет известного бренда, или причинить вред торговой сети, которая кому-то мешала, например, спекулятивно взвинчивать цены – они появляются постоянно, а в период карантина этого было раза в три-четыре больше. В основном по причине того, что людей интересовала по большей части именно тематика продуктового ретейла в это время: по сути и ходить-то больше было некуда. Кроме того, люди сидели в изоляции по домам, стали больше времени проводить в интернете. Радует реакция наших постоянных любимых покупателей – большого распространения все эти фейки не получили, потому что мы уже имеем очень большую лояльную аудиторию. В год нашими услугами постоянно пользуются около 3 миллионов человек.
- Во сколько PR, если не брать в расчет рекламу и интернет-маркетинг, обходится Магнуму? Как ваша PR команда чувствует себя на рынке PR в ретейле? (не берём в счёт онлайн-ретейлеров). В целом, дадите оценку PR в казахстанском ретейле - это «непаханое поле», как нам кажется со стороны, или все же есть конкуренция?
- Давайте суммы оставим нашей маленькой коммерческой тайной. Ретейл в целом – низкомаржинальный бизнес и очень конкурентный. Ретейлеры не могут тратить на PR и рекламу очень большие деньги, мы не можем тягаться в этом с банками или транснациональными корпорациями. Однако наше руководство осознает значимость этих инструментов, о чем я говорил выше: для нас очень важна постоянная связь с покупателями.
Что касается отдельно «рынка PR в ретейле» я не думаю, что можно говорить именно в таком формате – у нас в стране в принципе есть куда развиваться медиарынку вообще и PR в нем в частности. Что касается ретейла – то самой этой сфере – современного, цивилизованного ретейла – сначала нужно сильно вырасти. Сегодня, по оценкам Euromonitor , доля цивилизованного ретейла в Казахстане составляет всего около 31%, оставшиеся 69% - это «серый» и «черный» рынок, практически не регулируемый и плохо контролируемый в плане защиты потребителей (сертификация продукции, проверка качества и т.д.) и интересов государства (налоги, таможня и т.д.). Поэтому мы с остальными ретейлерами больше коллеги, чем конкуренты. Будет расти рынок цивилизованного ретейла – будет расти и конкуренция, будет расти конкуренция – будет расти и улучшаться сфера связей с общественностью. Magnum здесь, как лидер отрасли, будет и дальше показывать пример – как в других направлениях деятельности.