Жибек Токаева, HR консультант
– Абсолютно согласна и наблюдаю это среди коллег - если сначала мы говорили о том, какие положительные моменты мы для себя открыли в связи с переходом на удаленный режим работы и что работодатели наконец-то оценят и поймут возможность такого режима, то сейчас появляются новые настроения, хотя они наблюдались и в первые два месяца: работников уже тогда беспокоило стирание границ между работой и личной жизнью, возникало чувство одиночества от работы дома и отсутствия привычного общения с коллегами, сейчас мы все острее стали ощущать нехватку такого общения, появилась усталость от постоянных перемещений от одной онлайн встречи к другой, а у кого-то появилась тревога в связи с неопределенностью ситуации на работе, ситуация усугубляется еще внешним негативным фоном, растет стресс.
Проведено немало исследований (Gallagher, Delloitte, CIPD, др.), доказывающих, что это негативно влияет на вовлеченность, и как следствие, на производительность персонала.
И если совсем недавно на повестке у HR появилась новая задача проанализировать, какие должности могут быть переведены на удаленный или смешанный режим работы на постоянной основе, то сейчас, я думаю, нам стоит срочно переместить акцент на сохранение поддерживающей атмосферы и заботу здорового эмоционального состояния наших работников. А это так называемые программы well-being – программы благополучия работников, которые уже давно внедряются в западных компаниях, но которые еще не пришли к нам. Мы пока внедряем отдельные элементы в своих коллективах: некоторые компании, я знаю, организовали психологическую онлайн поддержку работникам, кто-то запустил марафон благодарностей друг другу, кто-то поддержал своих работников, организовав в офисе возможность пройти ПЦР-тесты, кто-то проводит онлайн чаепития с командой, командные коуч-встречи. В нашей HR-ассоциации мы стараемся делиться такими инициативами.
Тем не менее, на мой взгляд, нужен комплексный подход, когда это не разовые мероприятия, а продуманная программа корпоративного благополучия, которая встроена в корпоративную культуру компании и главное - поддерживает ценности компании. Особенно важно, когда такая программа не просто спущена сверху, а когда при ее разработке обсуждены и учтены предложения самих работников через различные опросы, встречи с коллективами, с применением набирающего сейчас популярность человекоцентричного подхода, когда человек ставится в центр и все решения принимаются, исходя из анализа реальных потребностей работников, а не на основе предположений руководства или HR – что сейчас поддержит наших работников. Именно из такого подхода компания Mail.ru недавно запустила замечательную инициативу PayDay, позволив своим работникам отслеживать онлайн количество заработанных на сегодняшний день денег и получать до 70% из своей зарплаты раньше обычного дня ее выплаты, что помогает им не прибегать к услугам микрокредитных организаций.
Программа well-being – это не просто социальный пакет, который предоставляется работникам, хотя он тоже является частью программы, это комплексный целостный подход, в который входят мероприятия, направленные на различные аспекты благополучия: физическое и психологическое здоровье, экономические вопросы, финансовые и другие, и все это носит продуманный регулярный и долговременный характер.
Еще один из сильных инструментов, который есть у HR, – процесс оценки эффективности деятельности работников, в котором важнейшим моментом являются коммуникации и постоянная обратная связь работникам, а не просто оценка достижения целей в конце года. Причем у нас уже многие компании внедрили этот процесс, но как я вижу, культура предоставления регулярной обратной связи еще не развита. Такого навыка нет у наших руководителей. Как часто с вами разговаривает ваш непосредственный руководитель и обсуждает ваши цели по работе, что лично у вас получилось хорошо на этой неделе, а где надо подтянуться и предлагает свою помощь? Как часто вы слышите простое спасибо от руководителя за хорошую работу? Мне повезло, у меня был такой руководитель, с которым мы садились и каждую пятницу минут 20 она посвящала свое время мне, моему развитию в команде, в компании. Поэтому я по себе знаю, какой это мощный инструмент, который формирует атмосферу доверия и развития между руководителем и подчиненным. А в условиях удаленной работы вопрос доверия, когда руководитель не наблюдает весь рабочий день за своими подчиненными, выходит на первый план.
Поэтому из инструментов, которые есть у HR, я бы выдедила эти два: Программа благополучия работников и Обратная связь непосредственных руководтелей своим подчиненным. Их не внедрить за один день, но это очень хорошие инструменты, которые необходимы в компании.
Из быстрых решений моя рекомендация для руководителей – побольше проводить сейчас неформальных коммуникаций со своим коллективом, не просто общение по рабочим моментам, а дать работнику понимание и чувство, что мы не просто общаемся с ним как руководитель-подчиненный, а видим за каждым работником человека, интересуемся им, его проблемами, переживаниями, когда мы показываем готовность их поддержать в это непростое время, услышать своих работников, где-то снять вопросы. Я вижу, что некоторые работники оказались в некотором вакууме и оторванности от руководства просто потому, что в компании не выстроены такие внутренние коммуникации, а это тоже работа HR.
Мы как HR можем помочь топ-менеджерам компании внести такую заботу в наши совещания, поскольку мы зачастую владеем большим количеством информации о персонале - до совещания всретиться с топ-руководителем, рассказать, какие проблемы есть у работников, попросить в начале совещания обратиться к кому-то персонально, спросить про те конкретные проблемы, которые волнуют именно этого человека. Это совсем не в нашей корпоративной культуре, когда с топ-менеджером можно запросто обсудить свои личные вопросы, поэтому такой простой, совсем не затратный спрособ даст очень сильный сигнал, что руководство заботится о своих сотрудниках, что что-то меняется в корпоративной культуре компании в сторону открытости и заботы о людях.
И конечно же все вышеперечисленное требует бОльшего вовлечения, коммуникативных навыков, лидерства «на местах» от руководителей среднего звена, от их умения и желания формировать позитивную атмосферу в своих командах. Все это руководитель может дать только если сам находится в ресурсном состоянии. И здесь мы опять возвращаемся к комплекной Программе благополучия работников, которая может предусмотреть и этот аспект – развитие Лидерства у наших руководителей.