О ДАТА-ИСКУССТВЕ И ДАТА-ГУМАНИЗМЕ - Дата-журналистика – это наука, расскажите про коллаборации между дата-журналистикой и различными видами искусства или какими-то другими сферами? Есть такое направление, оно называется
дата-арт. В общем-то это на стыке искусства и визуализации данных. То есть если в журналистике нам нужно представить данные максимально понятно, то есть такое направление, которое преобразует и преображает данные, где иногда получается что-то очень красивое. В таком случае первоначальные данные уже невозможно прочитать на исходном продукте, но это всё равно туда заложено. Данными может быть всё, что угодно: панно, мозаика, картина, даже платье, данные можно вшить даже в ткань, то есть очень много попыток очеловечить данные, сделать их более эмоциональными. И еще есть
направление data-humanism – это тоже попытка прочувствовать человека за данными. Думаю, этот тренд только усилится в ближайшее время.
Дата-журналистика, возможно, станет не то чтобы менее научной, но она станет более человечной. Мне кается, она всегда стремится туда, но, это усилится в будущее время – данные станут еще ближе, еще понятнее.
- Что отличает дата-гуманизм от других трендов, которые были до его появления? Что стоит за дата-гуманизмом? - Есть новое модное понятие Life Logging – это когда много-много чего в нашей жизни фиксируется, в том числе в телефоне: количество минут, которые мы проводим в приложениях, локации и пр., но можно это делать более осознанно. Можно куда-то записывать количество кружек кофе, к примеру, которые ты выпил, или показатели пробежек утром. И дата-гуманизм – это попытка сделать более явной эту связь между человеком и циферкой, которую он сгенерировал. Иногда, если это какой-то продукт, то он должен показывать человеку насколько влияет, условно, его сон на его продуктивность. Или вот он вышел из дома, к примеру, и по количеству социальных контактов он понимает, что был насыщенный день. Это попытка очеловечить сам процесс создания данных. Чтобы, возможно, люди перестали этого бояться и чтобы они научились чувствовать эмпатию к цифрам. Это довольно сложно, мне кажется, что это какой-то навык, к которому мы идём, и дата-гуманизм он, мне кажется, на это направлен.
О ПОТЕНЦИАЛЬНОМ ВРЕДЕ - Может ли дата-журналистика навредить человеку? - Мне кажется, если мы говорим про принцип типа «Не навреди!», то это этика журналистики - мы затрагиваем область этики и пытаемся заглянуть в будущее. Я могу сказать, что то, где находится дата-журналистика и этика сейчас, в разных странах работает по-разному.
Где-то на самом деле нужно открывать больше данных, и многие истории еще не сделаны, и много информации еще не раскрыто, а где-то уже идет разговор о том, что если раскрыть частные данные о школе, о результатах тестирований вплоть до классов, то это может плохо повлиять на развитие районов, потому что родители будут стремиться к переезду, или стремиться отдать детей в школу с максимально лучшими результатами. В тех странах, где уже раскрыты общие данные, идет разговор о том, кому давать дизагреггированные данные. Это разговор, который зависит от того, где мы находимся.
То есть сначала нужно прийти к тому, что надо раскрыть информацию, а потом нужно установить какие-то механизмы для того, чтобы обеспечить безопасность или этику.
Например, много разговоров идет о том, чтобы дата-наука, все алгоритмы, которые принимают какие-либо решения насчет нашей жизни, чтобы они были максимально открытыми, потому что, как мы видим, они не всегда этичны. Опять же, это, конечно же, касается только тех стран, где такие механизмы уже применяются, например, где применяется нейронная сеть, чтобы определить, брать человека на работу, или нет. Тогда, конечно, нужно чтобы она работала так, чтобы она не выбирала только мужчин, потому что это будет сексизм.
Мне кажется, что эта проблема здесь еще не стоит в контексте Центральной Азии. Наша проблема – это раскрытие информации, прозрачность, диалог между тем, кто даёт данные и тем, кто обрабатывает их. То есть,
мы все еще идем к открытости, а обычно после открытости люди уже обговаривают какие-то границы.
Если дата-журналисты дают в материалах какие-то советы, рекомендации, то здесь нужно быть предельно осторожным, и лучше всего советоваться со специалистами перед тем, как публиковать какую-либо рекомендацию для человеческого поведения, или выбора в чем-либо, будь то бюджет или здоровье.
В частности, когда это было про коронавирус, всё равно мы транслировали точку зрения врачей и никто (имеются в виду дата-журналисты) не брал на себя смелость писать, что вирус не опасен. То есть надо исходить из здравого смысла. Было бы совсем плохо взять данные Таджикистана и сказать: «Смотрите, там так мало случаев, так что совершенно не опасно в Таджикистане». К счастью, таких случаев не было, не было таких материалов. Думаю, всё нормально, просто нужно двигаться дальше.
Часто дата-журналистика несет в себе рекомендательный характер. Когда материал описывает проблему, если это глубокий материал, он также ищет причину возникновения и в конце довольно часто даёт какие-то рекомендации.
Иногда это рекомендации людям. Например, в самом начале пандемии было много журналистских материалов о том, почему важно оставаться дома. Иногда эти материалы были как
симуляторы, например, шарик вышел из дома, и раз-раз – всех перезаражал.
Иногда это была кривая –
график, который показывает, как будет распространяться пандемия без изоляции (очень высокая парабола / статистика) и если изолироваться (более сглаженная).
Таким образом объяснялось, что надо сидеть дома, чтобы кривую сгладить, чтобы больницы не лопнули. Естественно, это рекомендация, объяснение, почему мы все должны сидеть дома. Журналисты это не сами придумали, а подготовили на основе научных рекомендаций, мнений медиков.