Целевая аудитория 31 канала в основном казахоязычная. Интуитивно мы понимаем, что у русскоязычной аудитории всегда, даже не в период пандемии, есть большой ассортимент каналов для выбора через кабельное ТВ. А хороший контент на казахском языке всегда в дефиците. Я адепт собственного производства, считаю, что с людьми надо говорить и рассказывать о них на их языке. И пандемия только подтвердила наши интуитивные соображения. Когда операторы кабельного ТВ открыли бесплатный доступ к некоторым каналам, увеличился бесплатный доступ в интернет, мы ясно поняли, что русскоязычная аудитория будет больше отвлекаться на Youtube, интернет-каналы и фильмы, а казахоязычная будет больше сосредоточена на ТВ, на контенте собственного производства. И в этот период сильно возросли просмотры новостных отечественных каналов - Хабар, Хабар24, 31 канала, так как мы традиционно показываем наши новости. Интерес к ним возрос, но не настолько, как мы ожидали. По данным Kantar TNS, а весь коммерческий рынок СМИ в Казахстане замеряется их метриками, по охвату аудитории мы постоянно занимаем 2-3 позиции в общей линейке телеканалов, но эти данные не совсем репрезентативны. Коронавирус показал, что источников информации очень много – интернет, соцсети, онлайн-журналы, блогеры и т.д., но Kantar TNS измеряет только телесмотрение, не охватывая интернет-аудитории. В то время как 70% контента в казахстанском Youtube генерируют телеканалы.
В период ЧП и карантинов зритель перестал интересоваться развлекательным контентом. У 31 канала очень большая база концертов, юмористических сериалов на двух языках, которые раньше хорошо смотрели. А в период ЧП и карантинов их смотрение упало. Если раньше мы ставили в эфир комедию и знали, что она будет хорошо востребована, то сейчас популярностью пользуются триллеры, фильмы-катастрофы. Летом, в самый разгар заболеваемости коронавирусом, мы начали транслировать детективные, криминальные сериалы, и интерес зрителей к ним был больше чем у развлекательных. Было такое впечатление, что всем стало тяжело. Повышенный интерес отмечался у трехчасовой передачи «Кел, татуласайық», она идет в прямом эфире, и в ней ведущие вместе с участниками, у которых есть социально-бытовые проблемы, зачастую тяжелые, стараются вместе найти решение. Здесь всегда много эмоций, слез. Видимо, сложные истории вызывали у зрителя эмоциональное облегчение, что не только ему сейчас тяжело. Мы следим за рейтингами телеканалов в России, там наблюдается такая же тенденция: каналы традиционно развлекательного характера в последнее время стали показывать более тяжелые жанры фильмов. Может быть, когда пандемия закончится, вместе с ней уйдет интерес к такого рода контенту.
Шутки и развлекательный контент на тему коронавируса не зашли в эфир. И это не только у нас – на ТВ в США, Франции, Турции, России, в интернете. Мы это поняли интуитивно, еще в самом начале разгара пандемии, и новости от других телеканалов это подтвердили.
Положительная тенденция - звезды шоу-бизнеса на карантине с удовольствием давали нам интервью. Мы создали специальную программу «Бәріміз үйдеміз», в которой казахстанские артисты из дома пели, танцевали, читали стихи. На российском ТВ такими звездами стали блогеры, но они заточены работать в интернете, а мы людей из офлайна загрузили в онлайн. Слегка размыли границы и приглашали в эфир экспертов из-за рубежа, вели разговор с казахскими диаспорами в США, Германии. Наши люди очень коммуникабельные, и за рубежом тоже. Получились очень душевные диалоги.
Оперативная обратная связь – в период карантина из 24 часов вещания 5,5 часов вещали в прямом эфире. Сейчас это время сократили до 4 часов. Обратную связь мы измеряли тремя способами. Первый – комментарии в соцсетях и звонки офлайн, когда просят поставить последнюю серию сериала или спрашивают, чем закончился сюжет новости. Был случай, который сравним с массовой атакой в социальных сетях, когда зрители просили поставить утренний сериал вечером. Мы поставили фильм вечером и опять получили шквал положительных отзывов в соцсетях. По количеству постов ждали положительной динамики в рейтингах ТВ Kantar TNS, но на их метриках это не отразилось. Второй способ - звонки и комментарии во время прямого эфира передач. На нашу трехчасовую программу на казахском языке «Кел, татуласайық» в среднем при активном просмотре поступает около 3000 звонков во время прямого эфира. Это за 3 часа. Как-то за 5 дней в эфир поступило 15 тысяч звонков. Люди хотят рассказать свою историю, дать совет. Вот вы говорите, что PR Drive стали активно читать пользователи из Кыргызстана, а нам на передачу стали активно звонить из этой страны. И третий способ замера обратной связи – число просмотров нашего Youtube-канала. Все, что идет в прямом эфире на телеканале, мы стримим в Youtube, и наблюдаем интересную конверсию: во время эфира, в онлайне, программа собирает около 3 тысяч человек, в офлайне - порядка 13 млн просмотров, а в новостях еще больше. Это самый действенный показатель для передачи в прямом эфире: когда мы видим, что в Youtube начинают отключаться зрители, сразу меняем тему разговора либо вызываем другого участника, либо уходим на рекламу.
Борьбой с фейками целенаправленно не занимались. В период пандемии в привязке к новостной передаче Информбюро снимали дополнительную передачу «Не істеу керек» - приглашали врачей, экспертов, обсуждали различные аспекты темы коронавируса, давали советы, приводили статистику. Особенностью передачи стал ее смешанный язык, когда ведущие попеременно говорили на двух языках. Я давно работаю на ТВ, и это, пожалуй, стало моим первым опытом, когда информационно-познавательная передача имела очень высокий рейтинг.
Правила съемок и подготовки телевизионного контента совершенно изменились. До пандемии существовали правила съемок передач, кадров, с определенным количеством света, в телестудии, причем новости – в одной, передачи – в другой телестудиях. А сейчас время показывает, что можно снимать итоговую программу новостей и вещать из дома ведущего. Рынок и ограниченность контактов диктует, что важен контент и людей мало волнует, какой задник в студии у ведущего. Это ведет к удешевлению производства.
Сейчас мало обращают внимание, но очень скоро мы окажемся в непростой ситуации с приобретением телесериалов. В Казахстане мало развивали производство собственных телесериалов, покупали в основном иностранного производства. Уже сегодня мы сталкиваемся с проблемой, что на рынке очень мало контента, который можно купить. Не снимают сериалы ни французы, ни турки, ни россияне. Наши партнеры вместо 15 сериалов сняли всего 1. Тогда как в год раньше мы закупали около 10 сериалов. Кроме того, контент, который сейчас снимается в Европе и США, посвящен их обострившимся проблемам – движениям #Metoo, #Blacklivesmatter. Для Казахстана такой контент вряд ли интересен.
Наша стратегия – развиваться мультиплатформенно. В Казахстане очень дешевый интернет, любой подключающийся к оператору мобильной связи получает бесплатный пакет услуг с доступом в Youtube, социальные сети. Поэтому люди уходят в интернет. Что сейчас необходимо, так это возможность получать агрегированные данные о просмотрах телеканала на всех площадках – от телесмотрения, ID TV, до операторов мобильных сетей - чтобы знать о количестве всех своих зрителей. Но это невозможно в отсутствие RPD панелей*. Метрики Kantar TNS охватывают 2000 домохозяйств, +/-750, а в интернете – сотни тысяч зрителей. Рынок созрел для получения такого продукта, RPD панель уже стала осознанной необходимостью. Если будем задействовать и ТВ, и интернет на единой мультиплатформе, то это будет новый прорыв.
Какова оценка нашей эффективности в период пандемии? Если судить на основе данных Kantar TNS, то не получилось воплотить все, что хотели. С другой стороны, если судить по реакции пользователей в соцсетях, узнаваемости наших ведущих и журналистов в отдаленных регионах, тысячных звонках во время прямых эфиров - то мы были в тренде.