На бюджетной игле
Примерно с 2014-2015 годов Казахстан стал показывать хорошие результаты производства отечественного медиа-контента. Государство сначала продекларировало, а затем осуществило мощнейший вброс финансов на рынок производства художественных, телевизионных и документальных фильмов, ситкомов, социальной рекламы. Крупнейшие телехолдинги в лице семейств телеканалов Qazaqstan и «Хабар» сократили собственные отделы производства и отдали большую часть объёмов на аутсорсинг. То есть частникам-профессионалам, которые могут сделать контент лучше и качественнее.
Спустя 5 лет именно из-за безграничного государственного информационного заказа в размере от 40 до 50 млрд тенге ежегодно сложно найти продакшен-студию, которая бы не снимала или не делала бы ничего для государственных СМИ. С одной стороны - наступило благоденствие, зритель практически перестал жаловаться на засилье продуктов российского или украинского производства, которыми пестрел экран несколько лет назад.
С другой стороны, желание государства за низкую цену приобрести как можно больше продуктов в пересчёте на секунды эфирного времени привело к появлению целого сонма «студий», у которых зачастую нет ни сайта, ни собственных команд. Впрочем, такие сомнительные схемы на рынок производства контента пришли в целом из системы государственных закупок. Никакого ноу-хау здесь нет.
Не клеймя никого из игроков опосредованным выполнением госинформзаказа, стоит отметить, что в целом продукт, создаваемый для частного заказчика, очень часто выше по качеству, чем продукт, сделанный на деньги налогоплательщиков. И это, пожалуй, одна из глобальных проблем всей сферы государственной информационной политики. Отчасти это и вопрос самого рынка продакшен-компаний, игроки которого по каким-то причинам делают далеко не эталонный продукт для государства как для заказчика.
Если говорить откровенно, у государства временами и самые низкие расценки на рынке. Госорганы хотят получить много и по хронометражу, и по количеству продуктов.
Зачастую чиновники, не являясь профессионалами, считают, что компетентны на всех этапах производства контента: от разработки идеи до условной цветокоррекции видео на этапе пост-продакшена. Отсюда ляпы и регулярные скандалы с роликами, которые сотрясают рынок практически каждый год.
Помните памятный ролик о девушке с короткой юбкой из Шымкента. Это уровень госинформполитики в регионах. А ещё можно вспомнить многочисленные имиджевые ролики о Казахстане. Позже оказывается, что это калька зарубежного клипа, причём заимствованы бывают не только идеи, но даже видеоряд.
В общем и целом государство, за счёт которого выпускается большинство кинофильмов и телесериалов, соцрекламы и документальных фильмов, мало платит за продукты, качество которых ниже, чем могло быть, учитывая возможности рынка.
Ситуация эта будет усугубляться и дальше, если не будут введены качественные требования к продукции. Требования по минимальной цене на продакшен-рынке, как и на многих других, не работают и не гарантируют никакого, даже минимального уровня качества.
Обманчивый лоск квазигоссектора
Вторым клиентом (по объёму в «живых» деньгах) на отечественном рынке медиа-производства являются представители квазигосударственного сектора. Национальные компании ежегодно проводят тендеры на многочисленные имиджевые ролики для инвесторов, имиджевую рекламу на национальном телевидении и активное присутствие в социальных сетях. К ним также можно отнести медиа-активности пресс-служб компаний с государственным участием.
Этот клиент более разборчивый, более требовательный, но не меньше, чем госчиновники, имеет склонность к своенравности. Иными словами, квазигосударственный сектор готов платить на порядок больше, однако в требованиях и перипетиях согласований умирает всякая инициатива.
Приведём конкретный пример: заказчик в лице нефтегазовой компании хочет получить ролик для зарубежных рынков, на английском языке. Понятное дело, что этот же ролик будет продублирован на казахский и русский. Однако, учитывая тот факт, что публика за рубежом другая ментально и делает акцент совсем на других моментах, то исполнителю придётся не просто переводить ролик, а делать совсем другой продукт для внутреннего рынка. Затем наступает период многочисленных корпоративных согласований, после которого первоначальная креативная идея обтёсывается до абсолютно сухой корпоративной штуки вещи. Спросите у представителей любой продакшен-компании средней руки, каково им работать на корпоративного клиента? Ответ будет прост и понятен: там платят хорошие деньги, а если повезёт, то удастся реализовать хотя бы 50% от первоначальной задумки.
Финальный продукт для квазигосударственного сектора зачастую выглядит очень качественно. Он стоит дороже, а к его производству до сих пор казахстанские компании привлекают исполнителей (сценаристов, дизайнеров, режиссёров) из России и Украины. «Своим», доморощенным, и порой не менее талантливым специалистам, у представителей нацкомпаний доверия почему-то меньше. Кроме того, наличие экспатов в списке исполнителей повышает уровень доверия у тех, кто в нацкомпаниях принимает ключевые решения по продукту.
В сухом остатке часть гонорара по таким проектам уходит в карман зарубежных исполнителей, внутренний рынок остаётся без этих денег, а что ещё хуже – без подобного опыта.
Пока квазигоссектор будет заказывать и требовать иностранцев в списке исполнителей, казахстанские специалисты будут оставаться без практики и кейсов. Согласитесь, отечественным продакшен-компаниям сложно растить своих ребят, если к ним нет доверия, и они остаются без шанса проявить себя.
Корпоративные заказы как способ поднять самооценку
Последнее место по уровню расходов занимает частный сектор. Это крупные игроки банковского сектора, горнодобывающие холдинги, компании, представляющие розничную торговлю, производство продуктов питания и строительный сектор.
Вот здесь у казахстанских продакшен-студий, что называется, открываются все творческие чакры. Заказчик, особенно если он представляет международный торговый бренд, очень требователен, однако взамен даёт приемлемые сроки исполнения и, пожалуй, один из самых высоких (рыночных) бюджетов на исполнение. Ради таких условий исполнитель готов поумерить аппетиты, и на съёмочных площадках таких продуктов вы можете увидеть полный штат специалистов, без какой-либо экономии.
С таким клиентом нормальные компании вспоминают, что у процесса производства есть стадии, есть нормированность сроков, есть в конце концов пресловутый профессионализм.
Неудивительно, что зачастую именно продукты для корпоративного сектора затем отправляются на многочисленные конкурсы и фестивали, где нет-нет да и завоюют пару-тройку статусных наград. Последний яркий тому пример – россыпь наград продуктов для Forte Bank. До этого активно получали награды рекламные ролики других банков страны, The Coca Cola Company и других.
Признание на международном уровне говорит о том, что частная компания, пожалуй, — это лучший заказчик, который оставляет исполнителю свободу для креатива и профессионализма. Вот только есть один весьма неутешительный факт: из-за финансовых кризисов, пандемии коронавируса, именно у частника сокращается бюджет на PR и маркетинг.
А означает это стагнацию рынка и сокращение расходов на медиа-контент. И за последние 3 года расходы крупных заказчиков неумолимо сокращались.
Частник проигрывает конкуренцию государству, чьи расходы на информационно-идеологическую продукцию из года в год только растут. Как тут не поддаться соблазну госзаказа, если нужно закупать технику и платить зарплаты членам команды?