30 ноября 2020
5 вещей, которые обеспечат вам
внимание онлайн
Если вы не так давно начали работать в онлайне, то как раз сейчас столкнулись с тем, как быстро люди утрачивают интерес к выступлению, а вы теряете их внимание. Что стоит сделать заранее, чтобы сохранить и удержать слушателей онлайн?
Визуал

Пожалуйста, позаботьтесь заранее о том, чтобы кадр с вашим лицом выглядел достойно. Нравится ли вам фон и ваш внешний вид? Хотите ли вы стоять или сидеть? Удобно ли вам в кадре? Позаботьтесь о том, чтобы никто из домашних не ворвался в кадр — эффект может быть непредсказуемым. Хороший свет и звук позволит и вам чувствовать себя увереннее, и зрителям быть с вами дольше.

Интерактивные доски и готовые слайды помогут проиллюстрировать ваши слова во время онлайн-выступления. Постарайтесь, чтобы картинка дополняла текст, а не дублировала. Будет здорово если получится с ее помощью заинтриговать, вовлечь или заставить зрителя задуматься. Например, вы можете заранее сделать пустографки, чтобы прямо во время выступления заполнить их вместе с аудиторией. Знание в готовом виде - это вода в дуршлаге. Организуйте онлайн-взаимодействие так, чтобы аудитория чувствовала себя незаменимой.

Тематика

Очень важно, чтобы тема вашего выступления была интересна не только вам, но и зрителю. Выберите необычный ракурс или нюансы темы, положите в основу вопросы самих зрителей.

Если вы не уверены в своей теме, то вспомните лица коллег из других отделов, когда вы на совещании делаете для них доклад. Если они не специалисты в вашей области, то будут слушать вас только тогда, когда найдут там что-то для себя лично. Как вы делаете так, чтобы им было интересно? И еще один волшебный вопрос-тест от меня. На этапе подготовки задавайте вопрос «ну и че?!» к каждому слайду и к каждому тезису. Если ответа на вопрос у вас нет, исправляйте или удаляйте этот слайд или тезис! Проверяйте себя этим "нуичо-тестом" каждый раз на этапе подготовки!

Структура

Основа долгосрочного внимания зрителя — структура и логика. Продумайте связки между блоками и позаботьтесь о том, чтобы за вашей мыслью было легко следить. Раскидайте ключевые цифры и факты по всему выступлению, но не выдавайте все сразу. Зрители увидят, что в любой момент может прозвучать ценная для них информация, и не выключатся. Ваша святая обязанность - объяснить что эти цифры значат, и как их можно интерпретировать. Запаситесь фразами типа "Что это значит для вас?" или "Что эта цифра означает для отдела продаж?" или "Как это к вам относится?".

Держите интригу: дав ответ на один вопрос, сразу ставьте следующий. Идите по цепочке вопрос-ответ-вопрос, подводя к ответу на главную интригу, которую вы подвесите где-то в начале.

Используйте наводящие вопросы, чтобы связать одно с другим: «Как это связано с…?» или «Что это означает для…?» или «Как это поможет нам в…?», и тут же давайте ответы на эти вопросы!

Язык

Допустим, вы юрист и хотите объяснить коллегам, почему важно правильно оформлять договоры с подрядчиками. Для вас юридическая терминология — привычный язык, но другие люди с трудом продираются сквозь витиеватые и непонятные формулировки. Если во время выступления вы будете говорить юридическим языком, внимание коллег будет тут же потеряно. Стоит вам перевести юридические термины и объяснить их простым языком, как вы тут же превращаетесь в корпоративного героя.

Факторы внимания

Фактором отвлечения внимания часто становится телефон. Заранее попросите слушателей их убрать. Один из моих знакомых спикеров обычно делает это так: «Друзья, человек находится там, где его мысли. Если мысли ваши будут в телефоне или почте — вас не будет с нами. Примите решение, где вы хотите быть. И если вы хотите быть с нами и вынести максимум из нашего общения, пожалуйста, прямо сейчас закройте почту на компьютере и нажмите на значок «самолета» в телефоне».

А еще заранее подготовьте фразы, которые вы сможете использовать, чтобы взбодрить онлайн-аудиторию и переключить ее внимание с отвлекающих факторов на ваше выступление. Например, «Однажды со мной случилось…» или «Что вы обычно делаете, когда...», или «Давайте сейчас вместе сделаем вот что, ...», «Оцените в чате от 0 до 10 ...». Если вы хотите удержать внимание по ту сторону экрана, нужно чтобы там все время что-то происходило.

Будьте готовы к тому, что несмотря на все ваши усилия кто-то вас не послушает, а кто-то сделает это нехотя. Но это намного лучше, чем ничего. Вы получите ядро лояльных слушателей, на которых сможете опираться. В заключение хочу пригласить вас к обсуждению: как вы думаете, может ли онлайн-коммуникация быть более эффективной, чем офлайн? Если да, то как, а если нет, то почему?
Об авторе

Сергей Кузин
Бизнес-тренер, международный эксперт по работе с трудными аудиториями, кандидат психологических наук, сертифицированный член Global Speakers Federation. Автор серии книг об эффективных коммуникациях, включая бестселлер «На линии огня». С 2003 года провел более 800 тренингов в Европе, США, России и странах СНГ. Среди клиентов: федеральные министры, депутаты Государственной думы, участники российского списка Forbes 200, первые лица и руководство компаний.

Подписаться на автора в Facebook, Instagram, LinkedIn



Сергей КУЗИН