МОНИТОРИНГ, АНАЛИЗ И РЕАГИРОВАНИЕ
Сергей Корносенков: — Это, кстати, очень важно, потому что вот вы сейчас объяснили, как работает пресс-служба, все сотрудники. Вы мониторите информацию. Вы доносите эту информацию через PR специалистов до СМИ, вплоть до регионов, но так делают не все. Не все госорганы, далеко не все компании, даже частные. Нужно ли этим заниматься и что будет, если не будут этим заниматься?
Мурат Жуманбай: — Когда проводят любой форум, который касается пиара и государственных структур, всегда первая мысль – нет доверия к госорганам. Его и не будет, потому что, во-первых, не хватает искренности, во-вторых, не хватает оперативности. Негативные новости быстрее распространяются, как в СМИ, так и в социальных сетях.
Иногда это в СМИ звучит, потом проецируется в социальных сетях, иногда наоборот. Потом подключаются все лидеры мнений, а государственные органы – многие очень поздно реагируют. Потому что правило золотого часа никто не отменял. Быстро надо реагировать, даже если ещё не разобрались в ситуации, надо сказать «Мы разбираемся в ситуации, контролируем ситуацию, уже занимаемся этим вопросом», а не просто молчать и не ждать, что проблема сама по себе рассосется. Тоже надо уметь прогнозировать, какие проблемы могут вырасти, как снежный ком, а какие не будут иметь продолжение.
К сожалению, во многих госорганах это хромает. Если же сразу начинать разъяснять, используя все инструменты, которые есть, то многих кризисов можно было бы избежать. В первую очередь, дать разъяснение средствам массовой информации, чтобы они не тиражировали эту ложную информацию или давали с разъяснением от госоргана. Дальше работа с лидерами мнений, с экспертами, с блогерами. Если здесь смогли взять ситуацию под контроль, то в принципе дальше она если и будет распространяться негативно, но с вашими разъяснениями.
Прежде всего оперативность и искренность, даже когда какую-то информацию готовят и дают, что-то недоговаривают, это всегда чувствуется. И люди начинают додумывают сами: «Ага, понятно, значит, вот этот момент они не опровергли, значит, всё-таки это правда». Если правда, все равно в итоге станет известно, что это правда. Надо в самом начале это признать.
Сергей Корносенков: — А вы следите за тем, что происходит, например, в Беларуси, где телеграм-каналы управляют общественными настроениями?
Мурат Жуманбай: — Хотелось бы следить, но у нас таких возможностей нет, чтобы видеть реально ситуацию. Надо быть, наверное, в Белоруссии, подписанным на эти все телеграм-каналы. У нас очень большой поток информации. Что касается вопроса - следить или не следить. Например, ситуация в Кыргызстане, мне кажется, была для всех неожиданной. Все смотрели, как развивается военный конфликт между Азербайджаном и Арменией, все наблюдали, а что будет дальше в Белоруссии, и тут как гром среди ясного неба – ситуация в Кыргызстане. И всё очень быстро, по-одному и тому же сценарию, видимо, но в любом случае это было неожиданно. Вроде выборы прошли, а никто из СМИ или наших блогеров не фокусировал внимание. Я недавно даже писал: «Не узнаю родной FB, где все наши эксперты по всем вопросам, где глубокие аналитические размышления по ситуации в Кыргызстане, Беларуси, в Нагорном Карабахе?».
Сергей Корносенков: — Почему про это спрашиваю, потому что кризис буквально за два дня разворачивается, и если обратной связи и доверия не выстраивать, то риск, мне кажется, в любой стране возможен.
Мурат Жуманбай: — Это сложные политтехнологии, это касается не только работы по связям с общественностью, но многих элементов. Поэтому да – это одно из основных важных направлений, чтобы ситуацию не довести до такой, когда государство не слышит население, а население не верит государству. Поэтому важно в любом случае эту работу делать, целенаправленно, каждый день, возможно, это не в первый год результат будет, но если вы видите, что есть какой-то эффект, и вы верите в его результативность, мне кажется, всё равно можно дойти до результата.
ФЕЙКИ И ФАКТЧЕКИНГ
Елена Пак: — А в целом как считаете, почему сейчас так много фейков стало появляться, фейковых новостей и почему люди так активно этому верят, пересылают друг другу?
Мурат Жуманбай: — К сожалению, у нас в обществе нет критического мышления. Когда какую-то информацию человек может, исходя из своих знаний и навыков, неважно, это образованный человек или необразованный, с опытом или без опыта, может посмотреть, посидеть, логически подумать, и сказать: «Ну это же неправда». И есть этот эффект, когда через Messenger информация приходит, в основном, от знакомых или в тех группах, где вы неформально общаетесь, и у вас есть к этим людям доверие. Почему – потому что, во-первых, я хочу сказать «по секрету», и вам кажется, что это информация как будто бы правда. К официальной информации всё время есть определенное недоверие, но её нужно массированно давать, всё время дополнять аргументами. Это обязательно нужно делать. И в любом случае можно изменить общественное мнение.
Я объясняю сам механизм распространения такой информации, но иногда сказанные слова в комментариях тоже могут провоцировать такие вещи. Фейковые новости иногда распускают потехи ради, а мне иногда это кажется очень спланированной акцией. Почему? Потому что виден уровень этой спланированности, когда это запускается обычно в пятницу вечером, когда госорганы все отдыхают, и возможности быстро сориентироваться, ответить нет. А там аргументация построена, и очень сложно не поверить в эти фейки. Поэтому фейки разные бывают, и на разные фейки нужно в любом случае по-разному реагировать.
Елена Пак: — У вас были какие-то кейсы, когда приходилось работать с опровержением информации?
Мурат Жуманбай: — Да, таких кейсов очень много. Не скажу, что был большой вредоносный кейс. Например, сегодня. Мне звонит журналист одного информационного портала: «А почему на портале Egov есть возможность оплаты только через один банка?». Я говорю: «Во-первых, всем давалась возможность, но видимо, этот банк только и пришёл. Более подробно вам оператор портала расскажет. А в чём проблема?», «А проблема в том, что в Талгарском ЦОНе Алматинской области не работают кассы». Сразу же связываемся с нашим PR-менеджером, она с руководителем этого ЦОНа, сразу же предоставляет видео, где все кассы Казпочты и мультикассы работают. Работники на местах, сбоя не было, если бы сбой был, мы бы это в нашем чате ситуационного центра видели. Я сразу же пересылаю журналистам, они говорят: «Ситуация понятна, сейчас я отправлю, тому, кто жаловался».
Таких у нас ситуаций много, и мы стараемся в первые 15-20 минут на корню быстро закрыть вопрос, чтобы дальше у тех, кто распространяет, не было возможности говорить: « Вы нам не предоставили сведения, поэтому раз вы не опровергли, значит, правда».
СЛЫШАЩЕЕ ГОСУДАРСТВО
Сергей Корносенков: — Вы по сути на практике реализовали концепцию слышащего правительства для граждан, но в целом государство слышащее ли сейчас?
Мурат Жуманбай: — Ну, во-первых, глава государства эту концепцию объявил. Я не думаю, что это по щелчку всё делается. Шаги есть в этом направлении. Постепенно ситуация меняется. Даже в тех госорганах, которые традиционно были закрытыми, никогда не отличались своей оперативностью, есть изменения. Мне кажется это повлияет на состав пресс-служб многих, потому что они уже не смогут работать, как работали раньше. Когда я работал заместителем директора в службе центральных коммуникаций, мы пытались растормошить пресс-службы государственных органов, кто-то шел на контакт, наши рекомендации принимал, кто-то вообще не хотел. Одна из рекомендаций была взять официального представителя, лишним не будет. Когда министр не может, вице-министр – допустим, какой-то вопрос не в его направлении, всегда есть официальный представитель, который может дать информацию как говорящая голова.
Многие руководители пресс-служб больше боялись, что это коснется их статуса, потому что не каждый может быть официальным представителем. Мы предлагали решение: «Возьмите кого-нибудь как официального представителя, сами оставайтесь руководителями пресс-служб». Где-то понимание было, в каких-то госорганах этого понимания до сих пор нет. Там всегда приходится министру идти на амбразуру, всегда быть спикером от госорганов, на все кризисные и текущие вопросы отвечать самому.
Елена Пак: — Наверное, можно резюмировать нашу сегодняшнюю беседу. Мы говорили о том что, что нужно для того, чтобы правительство и государственные органы слышали и понимали, чего ожидают граждане. Это и искренность, и оперативность, и правило золотого часа, и живые коммуникации. Я вам желаю, чтобы ваша инициатива, ваша концепция доброжелательности вернулась вам сторицей, чтобы она была успешной. Потому что это действительно очень сложно - работать напрямую с клиентами. И к сожалению, у нас не настолько еще зрелое общество, чтобы сохранять доброжелательность, несмотря ни на какие обстоятельства. Большое вам спасибо, приходите к нам в гости ещё, может быть, в следующий раз уже в ином качестве.
P.S. В 2019 году на Astana PR Forum пресс-служба НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" была отмечена в номинации "Лучшая пресс-служба среди национальных компаний".