Аида Досаева, руководитель агентства TAN Consulting - В нашем инфополе понятие «информационный заказ» чаще употребляется в другом контексте - в контексте государственного информационного заказа. В контексте этой публикации информационный заказ — это прием информационной войны. Термин «информационная война» используется в общественно-политической сфере, когда речь идет о противостоянии социально-политических систем, идеологий или государств. Яркий пример информационной войны - «холодная» война прошлого столетия, война между двумя режимами – капитализмом и коммунизмом. Информационная война — это борьба с противником, в бизнесе – с конкурентом, конечная цель которой – ресурсы, власть, доходы, доля рынка, технологии и т.д. Но главное — это борьба за влияние в информационном и коммуникационном поле. Базовый инструмент в этой войне – информация, а точнее – манипулирование ею. Поэтому цель информационных войн – контроль над информационным полем и использование инфополя в интересах заказчика.
Стремительное развитие информационных технологий, появление социальных СМИ произвело революцию в коммуникациях и, соответственно, внесло коррективы в результаты и последствия информационной войны. Современные информационные войны стремительны, потому что инструменты не имеют границ благодаря новым технологиям. Совершая информационный заказ, заказчик предвкушает быстрый результат, направленный на противника, его активы, в том числе информационные (аккаунты в социальных сетях и пр.). В интернете упоминаются различные методы ведения информационных войн, среди них:
- утаивание важной информации;
- смещение или подмена понятий;
- манипулирование общественным сознанием;
Понять, что вы стали жертвой информационного заказа, достаточно легко. Информационное поле быстро наполняется публикациями негативного или сомнительного характера. Вы или ваши близкие и друзья узнают о таких публикациях в СМИ, социальных сетях, мессенджерах. Иногда информационное воздействие нелегко диагностировать, противник действует скрытно, это зависит от цели и результата.
Как искать источник заказа? Информационные вбросы отличаются от настоящих новостей тем, что их размещают на ненадежных сайтах, сайтах с однодневной историей; «спящих» аккаунтах, фейковых страницах; используя слоганы «Срочно!» «Жизненно важно знать!» и пр.; их подхватывают модераторы информ. ресурсов, и они быстро заполняют поры Интернет сети.
Вброс произошел, информация распространилась, но поиск, как правило, показывает, что первоисточника информации не осталось. Поэтому ответить на вопрос об источнике информационного заказа непросто. Мы хотя и не детективное агентство, а коммуникационное, рекомендуем простой и надежный метод – исходить из здравого смысла и логики, то есть искать тех, кому это выгодно. Например, вы собираетесь баллотироваться в депутаты и в соцсетях получаете целый ушат грязи. Это распространенный способ борьбы с политическими противниками, и очевидно, что это дело рук конкурентов. То же самое относится к борьбе за сферы влияния на тех или иных рынках или отраслях. Первоисточники информационных вбросов – клиенты, конкуренты, некоммерческие организации, недоброжелатели. «На войне все средства хороши» – так гласит известная поговорка, а в результате информационного заказа может резко поменяться информационное поле. Соответственно, это окажет прямое воздействие на репутацию личности или компании. Чтобы узнать конечного заказчика, лучше обратиться к профессионалам в сфере расследований.