— Пиарщик работает на передовой, он как никто другой должен разделять миссию, принципы и ценности компании? Как быть, если эта компания производит продукцию, заведомо неполезную для общества, такую как табачные изделия, особенно с учетом тренда на здоровый образ жизни? Как вы решаете для себя морально-этическую дилемму?
— С таким вопросом мне уже, к счастью, не приходится сталкиваться (позже расскажу почему). Но в свое время он стоял очень остро. Объясню: Philip Morris – не первая табачная компания, в которой я работаю. В 2008 году я пришел работать в JTI, вторую по величине табачную компанию в Казахстане, где создавал с нуля работу внешних и внутренних коммуникаций. Там я проработал около 6 лет, вырос профессионально, попробовал себя на позициях в government relations в том числе.
Во время работы родились мои старшие дети, и в это же время выяснилось, что у моего сына аутизм. Я очень тяжело воспринял это и стал отчасти связывать это с кармическими проявлениями. Поэтому, когда мне предложили перейти работать в телеком, я всерьез задумался над тем, как это может повлиять на мое душевное состояние и что мне это даст с точки зрения развития. В конечном итоге принял решение сменить работу. До сих пор считаю это неким сигналом Вселенной, ведь именно в телекоме мне удалось познакомиться с волонтерами, занимавшимися образованием и адаптацией детей с расстройствами аутистического спектра. Благодаря им мой ребенок сделал значительный прогресс в развитии и сейчас посещает обычную школу наравне с нормотипичными сверстниками. А лично для себя узнал и научился многому. В частности, стал работать с цифровыми СМИ, в социальных сетях. Мне довелось поработать в dream team Tele2, который за последние пять лет произвел революцию на телеком рынке страны.
Что касается этической дилеммы, то здесь важно оговориться – за последние годы табачная отрасль сменила парадигму. Сейчас все крупные игроки рынка проходят трансформацию – от производства сигарет к менее вредному продукту – нагреваемому табаку. И Philip Morris – пионер данного направления. С продуктом, который правительства развитых стран уже признали менее вредной альтернативой сигаретам, и который следует регулировать иным образом.. Есть понимание того, что тяга людей к никотину не исчезнет в одночасье. Несмотря на то, что проблема и последствия употребления, к примеру, спиртного известна практически всем, это мало способствует тому, чтобы люди изредка не могли отказать себе в удовольствии выпить бокал вина или кружку пива. Аналогично и с сигаретами. Именно по этой причине даже Всемирная организация здравоохранения признает, что несмотря на все меры борьбы с табакокурением, количество курильщиков не снижается и в 2025 году по-прежнему будет превышать 1 млрд человек по всему миру. Philip Morris помогает сокращать эту цифру гораздо быстрее, предлагая свои бездымные продукты. К примеру, Япония является страной, где курение и его негативные последствия упали значительно с 2016 года, там наблюдается бум на продукты нагреваемого табака. Поэтому свою задачу сейчас я вижу в том, чтобы помочь курящим людям узнавать больше о степени вреда бездымных продуктов и сигарет и отвечать на все их вопросы.