Эксперимент В рамках исследования ученые провели онлайн-эксперимент и проанализировали влияние тона сообщения (положительный или отрицательный) и его содержания (связанное с организацией или работой) на репутацию работодателя (хорошая или плохая). В эксперименте участвовали 215 человек, из них 121 мужчина и 94 женщины, средний возраст примерно 39 лет; каждый из участников имел высшее образование. 86% участников отметили, что ежедневно проводят в социальных сетях минимум один час, а 44% ответили, что ежедневно публикуют хотя бы одно сообщение в своих аккаунтах. Обязательным условием для участников было наличие действующего Фейсбук аккаунта.
В качестве экспериментального материала исследователи взяли описание вымышленной компании Hybrid-Tech, занимающейся производством электроники и сообщение вымышленного сотрудника компании, опубликованное в Фейсбуке. Было две версии описания компании и четыре поста вымышленного сотрудника.
Описание компании Ключевая информация о компании была идентичной в обоих описаниях. В положительном описании компания получила 4,8/5,0 общего рейтинга от нынешних и бывших сотрудников (среди «10 лучших компаний для работы»), которые высоко оценили корпоративную культуру и соблюдение баланса между работой и личной жизнью. Тогда как в негативном описании компания была охарактеризована как «нежелательное рабочее место со слабым балансом между работой и личной жизнью и неблагоприятной корпоративной культурой», а общий рейтинг составил 2,5/5,0 (среди «10 наихудших компаний для работы»).
Сообщение сотрудника Что касается сообщений в Фейсбук, то они показывались участникам в случайном порядке. Все сообщения были одинаковой длины и содержали одинаковое количество хэштегов.
- Первое сообщение (позитивное содержание, связанное с организацией) содержало комплименты компании и ее позитивной рабочей среде, с хэштегом #loveHybrid.
- Во втором (отрицательное содержание, связанное с организацией) сотрудник жаловался на рабочую среду и коллег, с хэштегом #hybridsucks.
- В третьем (позитивное содержание, связанное с работой), сообщалось о достижениях сотрудника на работе (например, получение награды) и выражала радость и гордость, с хэштегом типа #workaccomplished.
- В четвертом (при отрицательном содержании, связанном с работой) сотрудник выражал разочарование тем, что не получил контракт от крупного клиента, с хэштегом #baddayatwork. Все остальные характеристики сообщения (например, фотография профиля) оставались неизменными во всех условиях.
Результаты исследования Оказалось, что положительные сообщения сотрудников получили больше
положительных реакций, чем отрицательных. Учитывая, что нажатие на кнопку
«нравится» является простым и легким способом выражения одобрения, этот вывод означает, что общественность благосклоннее относится к позитивным, чем к негативным сообщениям. Положительная реакция, вероятно, обусловлена позитивными эмоциями, возникающими в результате восприятия позитивного содержания.
Кроме того, в ходе проведения эксперимента выяснилось, что участники
комментировали сообщения, связанные с работой сотрудников. Этот результат демонстрирует, что контент, созданный сотрудниками, может быть столь же влиятельным, как и контент, непосредственно связанный с компанией. Следует отметить, однако, что тон сообщений не оказал существенного влияния на комментарии в этом исследовании. Таким образом вывод также подтверждает и то, что желание комментировать является когнитивной реакцией на сообщение (когда мы реагируем на убеждающую информацию, соотнося ее со своими установками, знаниями и чувствами, имеющими отношение к теме полученного сообщения).
Однако результаты исследования показали, что ни одно из сообщений не оказало существенного влияния на желание
поделиться им. Ученые связывают это с тем, что пользователи Фейсбук склонны делиться со своими друзьями полезной и актуальной информацией, как, например, информацией о новых продуктах или ссылками на вдохновляющие статьи. Вероятно, с этой точки зрения, личными сообщениями сотрудников, возможно, не стоит делиться с общественностью, хотя "официальными" сообщениями компаний на корпоративных страницах Фейсбук обычно делятся.
Роль репутации Результаты этого исследования также выявили значительный эффект взаимодействия между тоном сообщений и репутацией работодателя на вовлечение общественности в онлайн-среду. Когда компания имеет хорошую репутацию работодателя, положительные сообщения сотрудников чаще получают «
лайки» и
комментарии. Однако когда репутация работодателя плохая, исследователи уверены, что негативными сообщениями сотрудников с большей вероятностью
поделятся. Они объясняют эту реакцию тем, что люди склонны делиться информацией, которая, по их мнению, нуждается во внимании. Таким образом, негативные сообщения, написанные сотрудниками компании, известной своей плохой рабочей средой, могут вызвать альтруистические мотивы общественности делиться информацией, чтобы информировать других о проблеме, связанной с этой компанией. А значит, подразумевается, что сообщения сотрудников могут либо укрепить, либо ухудшить существующую репутацию компании как места работы.
Онлайн-взаимодействие Исследование ученых также интересно тем, что благодаря эксперименту продемонстрирована вовлечённость индивидуумов онлайн. Результаты показали, что аудитория реагирует, используя инструменты
«нравится», «комментировать» и
«поделиться», в значительной степени полагаясь на информацию о компании, передающуюся «из уст в уста».