— В коммуникациях я работаю с 2011 года, за это время удалось познакомиться с подходом к связям с общественностью в Посольстве Великобритании, Суде и Международном арбитражном центре МФЦА и теперь в Представительстве Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане. К слову, начало работы в новой организации в период пандемии на удаленке, это уникальный и необычный опыт. За мою почти 10-летнюю карьеру в коммуникациях у меня не было опыта работы в сугубо казахстанских компаниях, поэтому дать точную оценку различий я, наверное, не смогу. Но с удовольствием поделюсь информацией о подходах, принятых в организациях, где я работала.
В первую очередь стоит отметить, что коммуникациям придается чрезвычайно важное значение. Они рассматриваются как двусторонний процесс, где важно не только транслировать свои месседжи, но и понимать свою аудиторию, взаимодействовать с ней, говорить на ее языке. Обязательно наличие годовой или двухлетней коммуникационной стратегии с четкими целями и KPI. Причем ее написание должно начинаться с ситуационного анализа, а возможно и полноценного исследования или же репутационного аудита. Уже на этапе разработки стратегии продумывается механизм мониторинга ее исполнения и оценки KPI. Причем количественные показатели не являются основными. Лояльность ключевой аудитории, доверие бренду - главная цель любой коммуникационной стратегии.
— Какое значение и ресурсы получает это направление? — Как я отметила выше, значение коммуникациям придается колоссальное. Я не случайно использую термин «коммуникации», что является, можно сказать, дословным переводом "communication" - понятия, чаще используемого в международных организациях, где я работала, нежели PR. В ЮНИСЕФ коммуникации имеют важное кросс-секторальное значение, предоставляя техническую экспертизу и оказывая поддержку всем программным направлениям. В то же время коммуникации отвечают за сохранение бренда, построение репутации и увеличение узнаваемости организации среди ключевых аудиторий. То есть в международных организациях работа со СМИ - это лишь одна из стратегий достижения поставленных коммуникационных целей.
Что касается ресурсов, то они определяются на основе годового или двухлетнего рабочего плана, написанного на основе коммуникационной стратегии. Но, конечно, никто не ожидает от одного человека выполнения всего. Необходимость достаточных человеческих ресурсов прекрасно понимается международными организациями. Также большое внимание уделяется их профессиональному развитию. Так, например, еще до начала работы в ЮНИСЕФ я получила список обязательных курсов. Более того, в ЮНИСЕФ есть отдельная
платформа Agora, которая доступна для широкой аудитории, где можно пройти разнообразные курсы по коммуникациям, разработанные лучшими мировыми практиками. Как и в посольстве Великобритании, так и в ЮНИСЕФ поощряется региональное взаимодействие и обмен опытом. Ежегодные региональные и глобальные конференции и тренинги по коммуникациям, организуемые МИДом Великобритании, позволяли не только познакомиться с коллегами из других посольств по всему миру, но и взять на вооружение интересные подходы и новые практики.