- Насколько изменился рынок PR за последние 20 лет в Казахстане?
- 20 лет – это большой срок, и за это время рынок изменился, хотя существенно качественного скачка не произошло. Это связано с тем, что PR-рынок напрямую зависит от развития медиа-рынка, фондового рынка и политических процессов. А в этих направлениях мы буксуем.
Что касается позитивных изменений, то профессию и отрасль признали, теперь практически во всех компаниях есть позиция PR-специалиста. Важность управления репутацией понимают многие принимающие решения. Благодаря Клубу PR-шы и НАСО у нас выстроилась инфраструктура отрасли, есть и профессиональные конференции – Международный PR-Форум и Астана PR-күнi, конкурс РR-проектов «Ак Мерген», студенческий конкурс «Сиреневый PRорыв, конкурс корпоративных СМИ, теперь есть и свое отраслевое издание PR Drive. Для такого небольшого рынка это просто отлично. Ключевое влияние на рынок и отрасль оказало развитие социальных сетей, он полностью изменился в части открытости, быстроты реакции, антикризисных коммуникаций и многосторонней коммуникации.
В отношении негативных трендов я бы отметила наш главный бич - развитие «джинсы» и заказных публикаций, в том числе через государственный заказ. «Заказуха» тормозит рыночные отношения между СМИ, ведет к деградации профессии журналиста и PR-специалиста, а также чиновников (именно поэтому они допускают столько «ляпов» в своих выступлениях), способствует иждивенчеству и развитию журналистики «пресс-релизов», вводит в заблуждение потребителей информации. За 20 лет ситуация в этом сегменте стала хуже. Кроме того, транспарентность игроков PR-рынка остается очень низкой.
- Чем отличается PR крупных масштабных проектов? Что следует учитывать PR- специалистам в таких проектах?
- Ведущую роль в таких проектах играет грамотное планирование и проектное управление. Точек контроля очень много, вовлеченных сторон тоже, поэтому и коммуникационные риски велики. Наша команда работала на Универсиаде, до этого у нас был большой опыт на крупных проектах, но этот кейс стал уникальным. Первый такой проект для страны, жесткие международные стандарты со стороны FISU, неоднозначное отношение к событию со стороны населения, критика в социальных сетях, сжатые сроки.
Для того, чтобы проект получился успешным, мы учитывали следующие аспекты – понятные цели, задачи, вход в проект, распределение обязанностей, налаживание конструктивных связей с PR службой заказчика, четкий временной график и план работ, антикризисная программа реагирования с оценкой потенциальных рисков, создание и обучение проектных команд для каждого пресс-центра, круглосуточный мониторинг СМИ и социальных сетей, обязательное проведение тренингов для всех официальных спикеров. Очень важным является координация работы между всеми субподрядчиками проекта. Я еще раз убедилась, что в сложном интегрированном проекте все же пиарщики должны управлять. Мы более глубоко видим картину и риски, знаем политический и социальный подтекст, умеем мгновенно реагировать на негатив.