— Эльнара, что отличает подход к пиар в международных организациях?
— Имея общий стаж работы более 12 лет как в казахстанских, так и в международных организациях (ЕС, ОБСЕ, ООН), могу сказать, что ведущее отличие в подходе к определению важности сферы коммуникаций – в международных организациях специалист по связям с общественностью является одним из ключевых сотрудников на уровне не ниже советника, которому предоставлена гибкость в процессе принятия решений, пространство для креатива. Коммуникационная стратегия скрупулезно прорабатывается на долгосрочную и среднесрочную перспективу на уровне топ-менеджмента организаций, на постоянной основе проводится ранжирование ключевых месседжей, оценка коммуникационных продуктов с точки зрения реального вовлечения целевой аудитории, налажен обмен опытом и система ротации кадров.
Работа в ООН, ведущей международной организации с 75-летней историей, это большой потенциал и сила для личностного роста. Но большая сила предполагает и большую ответственность. С 2019 года началась глобальная реформа ООН по усилению координации всех программ и агентств Организации, включая и коммуникации, представляя для аудитории единый «бренд» - One UN. Сегодня ООН представлена более 24 специализированными агентствами в Казахстане, которые целенаправленно работают по программам поддержки Казахстана на пути достижения целей устойчивого развития. И наша задача, в первую очередь, это построение отношений доверия с аудиторией, предоставление объективной, полезной информации. Ведущий слоган – Leave No One Behind, никого не оставлять позади. Все начинается и заканчивается фокусом на людей, их нужды и чаяния. Если благодаря нашей работе у людей появится вдохновение и мотивация к созиданию и развитию вперед, можно считать, что задача выполнена.
— Какое значение и ресурсы получает это направление в ООН?
— Многие приемы и каналы коммуникаций, используемые в коммерческом секторе, сегодня активно применяются и в некоммерческом секторе, в международных организациях. Но мы продаем не бренд, товары или услуги, а проецируем ценности и ключевые цели Организации. Здесь очень важный момент – работая в сфере коммуникаций в области развития, вам необходимо разделять ведущие ценности и убеждения данного учреждения, искренне «болеть делом». Только в этом случае обеспечен успех вашей работы, ведь аудитория мгновенно считывает степень транспарентности и доверия.
Большое внимание уделяется обмену опытом, тренингам в сфере коммуникаций. Регулярно проводятся глобальные, региональные семинары для пресс-секретарей, где мы обмениваемся креативными идеями, ноу-хау. Хочу отметить, что отечественные наработки ничем не уступают по креативности и эффективности зарубежному опыту в коммуникациях. Многие мои зарубежные коллеги отмечают, что в Центральной Азии наиболее интересные кейсы. Кстати, в бытность пресс-секретарем ЕС в Казахстане, в 2019 году мы стали одной из лучших пресс-служб представительств ЕС в СНГ, а в прошлом году – в период 75-летия ООН – казахстанцы вошли в топ самых активных участников глобального опроса ООН.
С точки зрения ресурсов, в финансовом плане бюджет на коммуникации очень ограниченный, многие функции, связанные с производством визуального контента, проведением мероприятий, выполняем сами, без аутсорсинга. Но мне нравится данная многозадачность, что позволяет развивать дополнительные навыки. Дипломату-медийщику, пресс-секретарю необходимо постоянно взаимодействовать с разными по характеру, менталитету и специфике деятельности людьми. Но в этом и кроется та незримая составляющая, которая делает тебя сильнее и вдохновляет на новые свершения. Как человеку, всемерно поддерживающему креативный сектор, всегда стараюсь привнести что-то новое в привычный формат коммуникаций по той или иной тематике. Среди недавних проектов выпуск книги сказок, рецептов, телепередачи, документальных фильмов, где я выступила в роли автора, со-сценариста и ведущей, частично продюсера. Вспомнить хотя бы наш недавний проект по созданию арт-инсталляции «Третий рай» в центре бульвара Нуржол. Видео о выставке под открытым небом в течение одного часа опубликовали у себя многие информационные агентства Казахстана и мира.