Clubhouse – что могут взять пиарщики от
новой соцсети


18 февраля 2021
Новая социальная сеть с «комнатами», где общаются только в аудио-формате и попасть в которую можно исключительно по приглашению, уже успела наделать шум в среде пиарщиков, маркетологов и коммуникаторов. О том, насколько жизнеспособным будет новый инструмент коммуникаций и какие недостатки не позволят ему развиться повсеместно, рассуждают отечественные эксперты по коммуникациям.
Акерке Берлибай, пресс-секретарь и медиа-тренер Академии государственного управления при Президенте РК, эксперт по PR и коммуникациям

- Какие преимущества clubhouse могут взять на вооружение специалисты по коммуникациям, будет ли эта сеть жизнеспособна?

- Регистрируясь в этой сети, я и не предполагала, что она за неделю станет мега популярной в Казахстане, как в свое время Periscope или Zello.

Аудитория Clubhouse очень изменилась буквально за пару дней. Если в первые дни после регистрации 10-14 февраля мы все время знакомились друг с другом, обсуждали алгоритмы и экспертные комнаты были только касательно стартапов, маркетинга и PR, то сейчас в казахстанском сегменте Clubhouse появляется все больше и больше экспертных «комнат» по узконаправленным тематикам. Например, обсуждали проект закона о насилии в семье, поднимаются вопросы феминизма, реформы МВД, системы госуправления, экологии, туризма, развития сельского хозяйства и др.

Поэтому считаю, что платформа Сlubhouse - это идеальное место для прогрессивных идей и качественной экспертности, потому что здесь «слетают маски» и остается только ваше ораторское мастерство и экспертное мнение, что у большинства инстаграм-блогеров отсутствует из-за визуализации контента. А где экспертность – там личный бренд. Здесь есть прекрасная возможность для продвижения личного бренда, контент-маркетинга и нетворкинга.

В Clubhouse нужно продвигать свои ценности и ценности своей компании, можно заниматься рекрутингом, находить инвесторов для стартапов, участвовать в дискуссиях с экспертами, например, в В2В, B2G можно заменить вебинары и видеоконцеренцсвязь на открытые дискуссии. А госорганы вполне могут проводить экспертные встречи, обмениваться мнениями и даже проводить пресс-конференции в отдельных «комнатах», отвечать на вопросы и дискутировать. А в техническом плане она может быть хорошей заменой ZOOМ и Microsoft Teams.

Говоря о жизнеспособности, то в настоящее время социальных сетей стало слишком много и удержать внимание и вовлеченность пользователей становится все сложнее и сложнее, поэтому все зависит от того, как будут дорабатываться имеющиеся недостатки. Сейчас Clubhouse – это новое дыхание в коммуникациях, который раздвигает границы общения, когда ты можешь оказаться на одной «сцене» с теми, к кому в Инстаграме или Фейсбуке невозможно достучаться.

- Какие у новой социальной сети существенные недостатки, которые помешают ей получить широкое распространение?

- Учитывая, что платформа относительно новая и дорабатывается, то у нее, конечно, есть определенные недостатки.

Одним из существенных недостатков считаю ограничение Clubhouse только пользователями IOS, из-за чего большинство населения Казахстана (пользователи Android) не могут зарегистрироваться в этой сети. Думаю, что это и может стать временным «СТОПом» для широкого использования этой сети, в том числе и государственными органами.

Еще один недостаток Clubhouse, который я наблюдаю уже неделю – здесь «все по связям». Во-первых, зарегистрироваться в этой сети ты можешь только по приглашению или по разрешению твоих знакомых, уже находящихся в сети, а во-вторых, в некоторые крупные «комнаты» попасть «на сцену» в качестве спикера тоже можно только по знакомству с модератором или иметь «прокачанный» профиль (в стиле СЕО/ со-founder/ expert). Хотя, с другой стороны, это здорово и помогает фильтровать аудиторию.

Третий минус - отсутствие возможности переписки. Чтобы закрепить нетворкинг с тем или иным спикером пользователи вынуждены переходить на их инстаграм или твиттер. Зачастую бывает, что пользователи Сlubhouse не прикрепляют свои дополнительные контактные данные или ссылки на социальные сети, из-за чего может быть потеряна связь.

С точки зрения репутационных рисков для компаний и государственных организаций эта социальная сеть может быть и небезопасной, как и любая другая. Например, в одном из ночных молодежных румов я случайно услышала молодого человека, который грубо обсуждал третьи лица, используя нецензурную лексику очень. Он оказался молодым работником одного из госорганов, о чем я узнала из описания его профиля. Такой кейс мог случиться с любой организацией гос-, квазигос- или частного сектора, поэтому важно следить за тем, что и как ты говоришь, а также за описанием своего профиля.

И последнее – это время. Оно летит в Сlubhouse с невероятной скоростью. Модерируя одну из вечерних «комнат», я не заметила, как пролетели 2,5 часа. А в первые 5-6 дней мы сидели буквально круглосуточно, потому что самые уютные «комнаты» открываются после 2-3 часов ночи, где можно пообщаться с казахстанцами из других стран. Clubhouse стирает не только границы общения, но и времени. Поэтому с этим нужно быть поосторожней и выделять в день 1-2 часа и пытаться заходить только на ивенты по календарю.

Акерке БЕРЛИБАЙ
Асель Кожакова, генеральный директор компании Red Point Kazakhstan

- Я думаю, это крутая бизнес идея. Площадка для разговоров со всем миром на разные темы. Находясь в карантине, я соскучилась по путешествиям и разговорам с незнакомыми людьми. Clubhouse для меня сейчас как окно в мир.

Что нравится:

1. Всё очень доброжелательно и добровольно. Никто никого не заставляет и не хамит.
2. Совершенно разные темы и люди, можно выбрать разговор на свой вкус или создать свою комнату для беседы.
3. Возможность поговорить со звёздами в прямом эфире.
4. Можно найти деловые контакты на другом конце мира.

Что не нравится:

1. Засасывает и съедает много времени.
2. Приложение имеет доступ ко всем контактам в телефоне, а это вопрос личных границ. Меня это напрягает.
3. Непонятно пока, как они будут зарабатывать деньги и мне любопытно понаблюдать за развитием событий.

Асель КОЖАКОВА
Мадина Иманалиева, PR-менеджер «Росатом Центральная Азия»

- Несмотря на тестовый период, сеть уже живет полной жизнью и привлекает внимание с первых минут после регистрации. Я бы даже сказала очаровывает. Тренд на аудиоформат коммуникаций продолжает набирать обороты после роста рынка аудиокниг и подкастов. Твиттер сейчас тестирует опцию с аудиосообщениями. Сначала потребители устали читать лонгриды, потом смотреть длинный видеоконтент. Постепенно усложняется уровень выживания в Инстаграм, где уже мало просто снимать на телефон и склеивать кадры - в этом году в этой сети тренд на почти киношный подход к драматургии и визуальному ряду. А это требует много времени, финансовых ресурсов и отдельных навыков. На этом фоне Clubhouse прост и предельно понятен, по крайней мере, на первый взгляд. Включаешь микрофон - и говоришь.

Для меня эта сеть интересна еще и тем, что идет смещение акцента с внешности и умения красиво писать на умение говорить красиво и убедительно. Не важны визуальный образ, на котором мы все слишком зациклились в Инсте, и клиповые видео, как в Youtube, наступает эра говорящих интеллектуалов. И это здорово, потому что, на мой взгляд, мы разучились это делать.

Думаю, эта площадка отлично подойдет для специалистов по коммуникациям, в первую очередь, «умных» отраслей. Я работаю в сфере научных разработок, высоких технологий, устойчивого развития - темы, на которые можно много и любопытно дискутировать с самой разной аудиторией. Конечно же, есть место и для идей попроще: мне как любительнице петь пришла идея создать «комнату» для совместного исполнения песен.

Из кажущихся недостатков Clubhouse - невозможность перемотать весь разговор, отредактировать сказанное, приукрасить фильтром голос (хотя кто его знает, может это только вопрос времени). Но это еще раз говорит о том, что сейчас как никогда нужно развивать навык публичных выступлений как часть личного бренда и как важную компетенцию специалистов по коммуникациям.

Мадина ИМАНАЛИЕВА