Наталья Еськова, вице-президент благотворительного фонда AYALA, эксперт в корпоративных коммуникациях
- Как эксперт, который работает с пиаром КСО-проектов уже 17 лет, могу сказать: это миф, что СМИ не пишут о КСО проектах бизнеса бесплатно. Бесплатный отклик СМИ на информационные поводы от проектов по социальной ответственности бизнеса есть. Все зависит от самого КСО проекта и от уровня проработки информационного повода на стороне PR департамента.
Если компания презентует настоящую программу по реальному устойчивому развитию с конкретными измеримыми целями, с KPIs, которые действительно окажут позитивное влияние на социальное благополучие конкретной группы населения, поверьте, этот инфоповод будет подхвачен СМИ, и вы получите органический бесплатный охват.
В моем опыте были как успешные с коммуникационной точки зрения КСО проекты, так и провальные, о которых писали только контрактованные СМИ.
В успешной реализации КСО проектов мне помогали следующие подходы:
Привлечение партнера с медийным ресурсом как в СМИ, так и в соцсетях.
Пример 1: Для реализации трехлетнего проекта (2015 – 2018 год) по бесплатному обучению населения РК мобильной грамотности (как эффективно использовать смартфон для учебы, здоровья, как вести и продвигать бизнес и т.д.), я привлекла в партнеры компанию, у которой были выстроены неформальные связи с региональными СМИ. В результате 50% публикаций были с чистой органикой только благодаря этому ресурсу – личным контактам руководителя проекта с региональными СМИ. Бонусом к этому стали посты в популярных региональных пабликах.
Пример 2: При реализации информационной кампании по отправке на бесплатное годовое обучение в Kingston University двух казахстанских магистрантов, я получила бесплатные публикации в топовых онлайн-медиа благодаря ресурсу благотворительного фонда, который помогал в этом проекте.
Пример 3: Как благотворительный фонд мы в 100% случаев обеспечиваем органический охват инфоповодов наших КСО-партнеров с упоминанием об их спонсорском участии, с их цитатами, которые выходят как в региональных, так и в топовых национальных СМИ, при условии, что есть инфоповод. Утрирую, но передача 50 ручек, одного кресла или 50 новогодних подарков – не инфоповод для прессы. Для социальных сетей компании или фонда – да, для СМИ – нет.
Проработка инфоповода: как правило, информационно проваливаются те инфоповоды, на проработку которых у пиарщиков просто либо не хватило времени, либо КСО активность изначально была слабовата (см. выше про ручки).
Пример 1: Запуск мобильным оператором программы по бесплатному обучению продвинутой кодировке сайтов для студентов из малообеспеченных семей не получил никакого органического отклика в СМИ. Студентов было мало – всего 12 за год, перспективы их трудоустройства после этих курсов – очень и очень туманные. Казалось бы, идея классная, проблематика есть – нехватка продвинутых разработчиков в Казахстане на фоне утечки мозгов. Дали в начале января, ожидая, что наш инфоповод, что называется, «зайдет» сам по себе. Но не зашел. Трансформировали это в классную PR историю для брэнда работодателя в LinkedIn – зашла на «ура». Кстати, для брэнда работодателя именно в этой соцсети все КСО проекты компании – это ее классная продающая история. Рекомендую! За год на странице мобильного оператора только на КСО инфоповодах без применения каких-либо рекламных инструментов этой сети мы увеличили количество подписчиков на 1,5 тысячи.
Пример 2: В 2019 году история про открытие компанией «Шеврон» звукозаписывающей студии в единственной инклюзивной школе-гимназии столицы, где вместе учатся слабовидящие и обычные дети, получила публикации в топ-медиа, включая Хабар24 и Qazaqstan. Инфоповод был подан от благотворительного фонда. Фонд пригласил СМИ в эту школу на презентацию студии. Слабовидящий ученик в ней спел, а участница шоу «Голос» из этой школы рассказала, как она будет помогать детям в развитии талантов. Туда же мы пригласили других 9 бенефициаров этого спонсора, которым тоже была выделена помощь на проекты. В результате топовые СМИ написали об этом событии с упоминанием спонсора, который никогда не оплачивает публикации про свои КСО проекты. Еще одна причина успеха – выбор времени для выхода инфоповода. Мы дали это накануне старта учебного года, добавили практическую полезность, эмоции – и получили отличный бесплатный отклик СМИ.
Пример 3: Запуск короткого SMS номера для благотворительного фонда. В 2014 году это был какой-то очередной, пятый или шестой номер, открытый мобильным оператором в благотворительных целях. Мы понимали, что про этот КСО проект вообще никто не напишет. А если и напишут, но никто не прочитает. Поэтому решили сделать из него акцию по внутрикорпоративному краудфандингу. Дело было перед новым годом. Фонд закупал уголь для малообеспеченных семей Алматы и области. Мы сделали внутреннюю кампанию. Положили в маленькие пакетики кусочки настоящего угля и записку: «Даже такой крошечный кусочек угля может согреть этой зимой чей-то дом и сердце. Помоги этому!». Раздали их по всем департаментам Алматы и собрали 500 тыс. тенге всего за 3 дня. Плюс привлекли сотрудников-волонтеров для расфасовки угля на станции и доставки по семьям. Руководители подразделений мобильного оператора и обычные сотрудники фасовали уголь, закупленный на внутренний фандрайзинг, в мешки на станции в Чемолгане, а потом развозили и сами разносили их в семьи. В результате к нашей акции присоединились журналисты-волонтеры от крупнейших СМИ Казахстана, которые помогли нам расфасовать 3 тонны угля, и потом написали об этом событии и о коротком номере.
Учитывать контекст информационного поля в стране, чтобы вовремя подхватить поток внимания СМИ и встроить в него ваш КСО инфоповод, получив органический охват и просмотры.
Пример: Во время пандемии коронавируса все инфоповоды с участием спонсоров нашего фонда были со 100% органическим охватом в топовых онлайн СМИ, благодаря присоединению к общему информационному потоку. Кроме того, мы закрывали запрос на хорошие новости. В период общей угнетающей статистики в контексте «как все плохо» и «мы все умрем» наши инфоповоды были поданы в позитивном ключе. Причем СМИ подхватывали истории про удаленную помощь ветеранам, про планшеты для детей с особыми потребностями, про ИВЛ, про СИЗы и про одежду от H&M. При этом, как когда-то меня научил Михаил Дорофеев на одном из тренингов: чтобы попасть в СМИ, надо писать для СМИ, а не для председателя правления. Это значит, что пресс-релиз или любой другой текст про КСО должен быть интересен как самому ресурсу, так и его аудитории.
В работе с любым инфоповодом проекты КСО – не исключение, важна тщательная подготовка. Выделите время на брэйнсторм, посмотрите на ваш проект с разных точек зрения, с разных ракурсов. Поставьте задачу удивить или порадовать вашим КСО проектом. Покажите проблематику, чтобы привлечь к нему внимание. Чуть больше креатива - и о ваших добрых делах непременно узнают ваши клиенты, потому что СМИ с удовольствием и совершенно бесплатно об этом напишут.