— Кемельбек Бактыгулович, 2020 год как лакмусовая бумажка показал низкий уровень доверия населения к деятельности государства, а взрывная волна инфодемии только его подогрела. Репутация и доверие зарабатываются годами, в этой PR-доктрине ничего не изменилось. На ваш взгляд, сколько времени реально понадобится, чтобы выстроить настоящий диалог между государством, населением и СМИ? И есть ли у министерства индикаторы, которые будут свидетельствовать об этом достижении?
— Это один вопрос или сразу несколько? - улыбается вице-министр. – Что ж, попробую отвечать последовательно. Взаимодействие государства и общества – это всегда диалог, и для оценки его эффективности министерство информации и общественного развития (МИОР) ежегодно инициирует социологические исследования. Предмет изучения – степень удовлетворенности населения проводимой информационно-разъяснительной работой в области освещения госполитики. В 2020 году анализ проводил Центр стратегических исследований, который обозначил данный показатель в размере 68%. В 2019 году цифра была пониже - 66%.
Наиболее критикуемыми темами, по которым отмечены наивысшие показатели неудовлетворенности, ожидаемо стали здравоохранение, транспортное сообщение и проблемы ЖКХ. Полагаю, на недовольство населения тут повлияла не столько инфодемия, сколько общее негативное настроение, сложившееся из-за дефицита лекарств и медицинской помощи, несоблюдения в общественном транспорте масочного режима, а также то, что информация по прекращению и возобновлению деятельности транспорта не всегда доходила своевременно.
При этом высокая степень удовлетворенности населения в части информирования была отмечена в таких сферах как информатизация и связь, предупреждения о ЧС природного и техногенного характера, поддержка МСБ. Направлениями деятельности государства, по которым гражданами изъявлено желание получать больше информации, названы ОСМС, программы «7-20-25» и «Енбек», а также Дорожная карта занятости. Мы учли всё это при разработке единого медиаплана для госорганов.
В целом борьба с коронавирусом, безусловно, вскрыла немало упущений в работе почти на всех фронтах. На должность вице-министра я был назначен в июне прошлого года, в самый пик пандемии, и сразу же обратил внимание на проблему оперативности в коммуникациях с населением. Благо, работу удалось наладить быстро – правительство еще в феврале 2020-го, то есть в самом начале пандемии, создало коммуникационный центр на базе МИОР, куда вошли представители всех задействованных в борьбе с коронавирусом ведомств. В июне же, из-за значительного роста заболеваемости, мы перевели работу центра на круглосуточный режим. Специальная мониторинговая группа исследовала информационное пространство, аккумулируя и переадресовывая уполномоченным органам вопросы и замечания населения, оставленные в соцсетях и на сайтах СМИ. В зависимости от ситуации и остроты проблемы где-то они комментировались на месте, а где-то организовывались брифинги с онлайн-трансляциями в интернете. Вопросов было очень много, наши сотрудники едва их успевали обрабатывать. Тем не менее, мы сразу же взяли за правило - отвечать на все заявки в течение 60 минут с момента их поступления. К примеру, в Актюбинской области кто-то не сумел попасть на прием к врачу и написал об этом в сети – уже через час он получал соответствующий ответ от управления здравоохранения области… Сегодня ажиотаж, конечно, спал, активность коммуникационного центра понизилась, но деятельность его не прекращена. По-прежнему проводятся брифинги – правда, теперь уже дважды в неделю. В целом лето 2020-го научило нас оперативнее реагировать на инфовызовы.