19 апреля 2021
Пять трендов SMM в 2021 году
2020 год сильно повлиял на сферы PR, коммуникаций и маркетинга. Пандемия, «Black Lives Matter», выборы президента в США и другие глобальные события и явления поменяли отношение к брендам, а усталость пользователей соцсетей от традиционных форматов вызвала бум TikTok. Расскажем обо всём по порядку.
Сначала поговорим о том, что окончательно перестало работать в SMM ещё в прошлом году.
  • Агрессивные продажи

Такие продажи в Instagram еще называют неэкологичными. Это когда бренд пытается продать товар или услугу, оскорбляя клиента и оказывая на него некое давление. Простой пример: бренд уходовой косметики хочет продать свой новый крем. Для этого он транслирует такую идею: «если не купите наш крем, так и будете ходить с прыщами и чёрными точками, останетесь некрасивыми и одинокими».

Раньше подобное работало. В начале 2010-х, когда SMM только начинал развиваться, конкуренция среди брендов, которые имели свои странички соцсетях, была гораздо ниже. Пользователи не имели такого широкого выбора, как сейчас, и почти не обращали внимания на ценности компании или магазина, которые тогда, кстати, бренды почти не транслировали в интернете.

Сейчас конкуренция за внимание аудитории выросла в десятки раз. Среди огромного количества предложений пользователи соцсетей вероятнее станут клиентами той компании, которая основывает свой личный бренд на уважении к аудитории. Зачем покупать там, где к тебе относятся невежливо, если можно выбрать похожий бренд, который ценит и уважает клиентов?
  • «Вылизанный» и однообразный контент

Еще несколько лет назад странички брендов в Instagram воспринимались скорее как витрина магазина или картинная галерея, в которой должны быть представлены лучшие образцы товара. Сейчас все иначе: аудитория соцсетей устала от подобного контента и хочет больше жизни и естественности.

Это относится и к визуальной составляющей профиля, и к смысловой. Фотографии на страничке бренда должны освещать различные стороны и проявления работы бренда. Например, кофейня в своём Instagram-аккаунте может делиться не только фотографиями самих блюд, но и снимать «внутренности» работы: интерьер кофейни и кухни; клиентов, работающих за ноутбуком; сотрудников, устроивших обеденных перерывов; кондитеров, готовящих фирменный десерт, и многое другое.

Оформление фотографий тоже не должно быть слишком искусственным. Не стоит использовать одинаковые рамочки и неестественные фильтры, а ленту нужно планировать таким образом, чтобы в ней сочетались фотографии с разной композицией, цветовой гаммой и наполнением. Иначе подписчики быстро устанут от однообразия и начнут отписываться.

Точно так же и с текстовым контентом. Лучше писать не только о вкусной пасте, которую подают в кофейне, а рассказать, например, о том, какой путь проходит кофе, прежде чем оказаться в чашках гостей. Или поделиться рассказом об идее, из которой выросла кофейня. Разнообразный и интересный контент – лучший способ завоевать любовь аудитории.
Теперь поговорим о трендах, которые наметились в 2020 и будут актуальными в 2021.

  1. Общественная позиция бренда. Одна из самых заметных тенденций последних лет в маркетинге социальных сетей – открытое выражение позиции бренда по глобальным событиям и явлениям. Теперь компаниям важно говорить о феминизме, борьбе за права меньшинств, экологических проблемах и ментальном здоровье.
    Весной 2020 года, в самом начале пандемии, крупные компании распространяли информацию о том, как защититься от Covid-19, призывали своих подписчиков сидеть дома и минимизировать социальные контакты. Летом прошлого года корпорации стали открыто заявлять о своей поддержке движения «Black Lives Matter». Когда осенью 2020 приближались выборы президента США, многие бренды в своих соцсетях призывали американцев обязательно проголосовать, проявив свою социальную позицию. И таких брендов будет становиться больше. Аудитория соцсетей сильно обеспокоена вопросами этичности, справедливости, равенства и экологического благополучия. Выбирая продукт, они будут ассоциировать его с общественной позицией компании и деятельностью на благо человечества. А от брендов они ждут солидарности, открытой коммуникации и решения беспокоящих их проблем.

2. Короткие видео. Бум TikTok доказал, что пользователи устали от традиционных форматов коммуникации. Им надоели длинные посты и долгие видео. А TikTok – это контент, который можно потреблять быстро и без особых усилий. Короткие видео можно смотреть по дороге на работу, перед сном или в любую свободную минуту. Отличный вариант для тех, кто постоянно куда-то спешит или хочет отдохнуть за просмотром чего-то незамысловатого и смешного. К тому же такой контент быстро и легко создавать: не нужно иметь особых навыков монтажа, достаточно скачать TikTok и потратить на съемку и монтаж 15 минут. Так что формат короткого видео будет становиться только популярнее.

3. Кроссплатформенность. Кроссплатформенность в SMM – это использование нескольких площадок для создания и публикации контента. В последнее время всё интернет-пространство становится более индивидуализированным, соответствующим потребностям конкретного человека. Эта тенденция затронула и SMM. У каждого пользователя есть свои любимые форматы и платформы: одним по душе длинные тексты в Telegram-каналах, другие любят короткие посты в твиттер длинною в 140 символов, а кто-то постоянно слушает подкасты. Бренды стараются подстраиваться под эту тенденцию и публикуют контент на разных площадках. Однако такой подход довольно трудоёмкий, поскольку приходится производить уникальный контент для каждой отдельной соцсети, а это сложно и долго. Поэтому стоит сосредоточиться на самых важных платформах и создавать контент исключительно для них. Но выбирать платформы нужно с умом: например, если основным каналом продвижения является YouTube, то логично будет публиковать аудиодорожки из видео на платформах с подкастами.

4. Сторителлинг. Сторителлинг – это искусство интересно рассказывать истории. Сегодня его внедряют и в образовании, и в видеоиграх, и в маркетинге. Люди поняли ценность хорошо изложенной истории: она вовлекает человека в процесс и помогает испытать определенные эмоции. В его основе лежат простые принципы драматургии. Главный принцип такой: любая история становится увлекательнее, когда в ней есть герой, который отчаянно чего-то хочет и сталкивается с трудностями на пути к этой цели. Этим главным правилом сторителлинга можно пользоваться и в SMM. Рассказывать истории, связанные с брендом, – отличный способ заинтересовать аудиторию. Причём сторителлинг можно применить абсолютно в любой сфере, даже если вы продвигаете услуги полиграфии. В этом случае можно поделиться рассказом о том, как во время выполнения очень срочного ночного заказа в принтере закончилась краска, однако сотрудники не растерялись и смогли самостоятельно заменить картридж. Если правильно рассказать эту историю, то она заинтересует пользователей и повлияет на имидж компании.
Кроме того, необязательно излагать историю в тексте. Это может быть история в видео, фото, аудио или любой комбинации форматов.


5. Поменьше правил. И, наконец, самый главный тренд – аутентичность и уникальность контента. Изложенные выше тренды работают в большинстве случаев, однако иногда не стоит ограничивать себя правилами. Если вам кажется, что какой-то подход может сработать в продвижении вашего бренда, то попробуйте его применить. Все кейсы разные и не всегда понятно, что именно сработает в каждом конкретном случае. К тому же, придуманный вами инструмент может стать определенной фишкой вашей компании, а индивидуальность и самобытность контента отлично выделят вас среди конкурентов в 2021 году, учитывая, что пользователям соцсетей надоедает слепое следование трендам и похожие профили брендов. Поэтому не бойтесь экспериментировать!


Арина Кривохижа
студент 1 курса Высшей школы экономики
по специальности «Медиакоммуникации»