- Изменились ли компетенции пиар-специалиста сейчас по сравнению с тем, что было 5-7-10 лет назад? Какие навыки добавились или исчезли?
- Я начинала работать 15 лет назад. Тогда специалисту по коммуникациям было важно уметь читать, писать и говорить. В принципе, сейчас нужно уметь всё то же самое, только делать это быстрее и для более широкого спектра каналов и форматов коммуникаций. Из того, что точно прибавилось – необходимость очень быстро реагировать на изменения. Сейчас вот каждый день появляется три новых Telegram-канала на русском языке. И каждый может «выстрелить» и стать хорошей площадкой.
- Какими личностными характеристиками должен обладать PR-специалист для эффективной и успешной работы?
- В актуальном профстандарте специалиста по коммуникациям, разработанном РАСО, есть довольно длинный список персональных компетенций. Перечислять все не стану, но отмечу ответственность, готовность к постоянному обучению, умение работать в условиях неопределенности и многозадачности и мое любимое – чувство прекрасного. Пожалуй, для меня, именно эти качества наиболее важны сегодня: всё меняется, поэтому надо уметь быстро адаптироваться и узнавать новое, нести ответственность за свои действия и решения (а иначе какой от вас толк?), а также уметь делать проекты красивыми – и с точки зрения содержания, и с точки зрения «упаковки».
- Согласны ли вы с тем, что бывших пиарщиков не бывает? Знаете ли вы PR-специалистов, ушедших из профессии в другую сферу?
- Я не люблю слово «пиарщик», оно слишком однобоко описывает профессию. Многие специалисты по коммуникациям меняют сферу деятельности – это не редкость. Зачастую это открытие своего бизнеса или карьерный рост с переходом на высшие руководящие должности в компании: генеральный директор, президент и т.д. Но также многие коллеги находят себя и в совсем альтернативных занятиях: я знаю диджея, стилиста и искусствоведа, которые еще совсем недавно работали в PR-агентстве. Любое дело в современном мире пронизано коммуникациями, поэтому поле применения компетенций у специалистов нашей сферы практически безгранично.
- Сталкиваетесь ли вы с профессиональной деформацией PR-специалистов и в чем она выражается, на ваш взгляд?
- Я часто вижу два признака деформации у специалистов по коммуникациям. Первый – безграничная, до слепоты, любовь к компании, бренду, на который они работают. Второй – увлечение самопиаром. И то, и другое пагубно сказывается на качестве работы: человек теряет возможность трезво оценивать коммуникационные риски, а это очень опасно, и тратит слишком много времени и ресурсов впустую, что раздражает не только его коллег, но и руководство.
- Какой на ваш взгляд, портрет идеального пиарщика?
- Мне кажется, некорректно говорить об идеальном специалисте, равно как и об идеальной женщине, идеальном мужчине, идеальной работе и так далее. Каждый специалист идеален для конкретной компании и, более того, для конкретной компании в определённый период ее развития. Это очень важно помнить и самим PR-специалистам, и тем, кто их нанимает.
Записала Махаббат Садвакасова