PR в эпоху клиента

Digital-трансформация приобретает ключевое значение не только в организации бизнес-процессов, но и в коммуникации с потребителями.
Сегодня много говорят о взрывной цифровизации, технологическом цунами и тотальной диджитализации. В так называемый цифровой вихрь уже затянуло многие отрасли, и этот водоворот неотвратим и неизбежен для всех последующих. Давайте посмотрим, почему это волна накрывает всех и вся, какие возможности и угрозы таит для PR как сферы деятельности и для нас, как специалистов. Мы не можем отрицать возрастающую роль диджитала. Хотя бы потому, что новая реальность, во-первых, заставила нас, пиарщиков, пересмотреть подходы к коммуникациям и измерениям их эффективности, а во-вторых, переоценить свой функционал, навыки и компетенции.

Ольга АБДРАХМАНОВА
Управляющий директор
по корпоративным коммуникациям,
Верный Капитал
Если проследить эволюцию PR как профессии, то можно заметить, что ее актуализация началась на заре 20 века, а расцвет пришелся на его конец и начало 21 века, когда контролировать и управлять информационными потоками становится невозможным. Сейчас мы вступили в эпоху клиента и, казалось, достигли, наконец, цели – полноценные двусторонние коммуникации, и вот здесь произошло интересное противоречие.

Негативная сторона диджитального бума — рост количества потенциальных рисков и коммуникационных кризисов. Каждое неосторожное слово или действие любого сотрудника компании – потенциальная головная боль PR-службы. Каждый гневный пост любого стейкхолдера — потенциальное пятно на репутации. Впрочем, именно это — начало реального диалога между обществом и бизнесом, о котором так долго говорили все стороны. Если это, конечно, конструктивный диалог и желание услышать друг друга, а не высказать свою точку зрения и унизить оппонента одновременно.
Около 60% PR-специалистов считают, что оплаченный контент и маркетинг лидеров общественного мнения станут важными трендами в следующие пять лет.
На первый план выходит релевантность, репутация в динамике. Говоря релевантность, я имею в виду качество предмета, персоны, сообщения, идеи или бренда, которые помогают людям найти то, что они ищут, в тот момент, когда они в этом нуждаются. Мы уже видим, что многие бизнес-процессы выстраиваются, исходя из этой самой релевантности, соответствия ожиданиям, а лучше их предвосхищения. Digital-трансформация приобретает ключевое значение не только в организации бизнес-процессов, но и в коммуникации с потребителями.

Происходит очередная смена парадигмы в PR – важность нужной в данный момент информации растет. В поддержку этого тезиса можно привести результаты исследования, согласно которым около 60% PR-специалистов считают, что оплаченный контент и маркетинг лидеров общественного мнения станут важными трендами в следующие пять лет. Учитывая, что PR в идеале рассматривается как дополняющий бесплатный инструмент для маркетинга, такое прочтение становится вызовом и делает актуальными такие навыки, как платное размещение в медиа, что традиционно лежало вне зоны компетентности PR-специалистов. Тем не менее, свыше половины опрошенных специалистов в отрасли считают, что потребители перестанут различать платные и заработанные публикации в медиа.
Умные чат-боты заставят PR-специалистов сфокусироваться на развитии и реализации креативного подхода.
Создание добавленной стоимости PR-усилий
Основной проблемой становится заблуждение, что digital-маркетинг и маркетинг в в социальных сетях может заменить работу по построению связей с общественностью. Однако быстрые маркетинговые победы не смогут заменить накопленное доверие, одобрение третьей стороной и мощное присутствие в медиа для того, чтобы рассказать историю бренда или поддержать репутацию. Размывание границ между редакционным материалом и оплаченной рекламой, геометрический рост «теневых медиа», а именно постов адвокатов бренда в социальных сетях, конкуренция за внимание становится ключевой задачей.

Эволюция работы с лидерами общественного мнения
Взаимодействие с лидерами общественного мнения в настоящее время перешло в стадию нормализации по сравнению со взрывным ростом последних 2-3 лет. Такой рост вызвал к жизни нездоровую зависимость меры влияния от суммы затрачиваемых средств, что дискредитировало саму идею. Возрастающий императив по возвращению к основам построения отношений, доверия и прозрачности в коммуникациях. Фундаментальная проблема с рекламой с ее платным размещением лежит в области утраты доверия, то же, что сейчас происходит с маркетингом лидеров общественного мнения.
Искусственный интеллект
Автоматизация рутинных задач PR-отрасли, таких как медиа-мониторинг, базовые исследования новостной повестки, или даже написание пресс-релизов делает экспертизу по обработке данных ключевой для сохранения конкурентоспособности. Продвинутая предсказательная аналитика станет значимым преимуществом – обработка данных, машинное обучение и искусственный интеллект облегчат PR-задачи для большинства компаний, в том числе в области антикризисных коммуникаций, вплоть до распознавания возможности возникновения кризисов и их предотвращения.


Умные чат-боты заставят PR-специалистов сфокусироваться на развитии и реализации креативного подхода в разработке стратегий и программ для повышения осведомленности, защиты и построения репутации и генерации прибыли. Таким образом, на передний край выходит то, чего не смогут сделать роботы, и это станет толчком к развитию отрасли в целом.



Ольга АБДРАХМАНОВА
Управляющий директор по корпоративным коммуникациям,
Верный Капитал