Как вырастить инстаграм-аудиторию малого бизнеса за короткий срок



17 мая 2021








Как вырастить инстаграм-аудиторию малого бизнеса за короткий срок
Основатель концепт-магазина косметики LULU Асель Машанова поделилась секретами продвижения
Как личный бренд основателя может влиять на масштабирование и развитие бизнеса, стоит ли диверсифицировать аккаунты в социальных сетях, можно ли повторить чужой успех и что стоит за предпринимательством, рассказывает в интервью PR Drive Асель Машанова, основатель концепт-магазина косметики LULU и клиники интегративной медицины Metabody.

Асель Машанова
— Асель, каково это - быть предпринимателем?
— Предпринимательство – это загруженность 24/7. Заниматься бизнесом – это огромный стресс. В начале пути «маленький» (по объему бизнеса) предприниматель пытается завоевать рынок, доверие потребителей, выполняет много операционных задач самостоятельно. Потом он вырастает и становится «средненьким», постепенно развивает новый навык – управленческий. И в этом процессе он также набивает шишки, потому что ему приходится выстраивать свою команду. А пока он не выстроит команду, ни о каком масштабировании, возможностях, устойчивости бизнеса не может быть и речи. То есть сначала предприниматель запускает бизнес через то дело, которое он умеет делать идеально, после он обучает команду этому ремеслу. И настает момент, когда он отпускает эту команду и набирает новую – это бесконечный процесс. И все это происходит на фоне конкуренции в «алом океане» (малоприбыльном рынке с большим количеством конкурентов – прим. ред.).

Как бы вы назвали предпринимателя одной фразой?

— Предприниматель – это творец, креатор, человек, который очень быстро принимает решения, ему нельзя долго думать. Предприниматель – это doer (англ.), если переводить дословно – «делатель».

Как считаете, помогает ли личный бренд настоящему креатору, «делателю»?

— Конечно. Вообще, мне кажется, что книги по маркетингу будут переписываться и уже переписываются. Сейчас понятие бренд как некая икона или какое-то обезличенное творение маркетологов отходит на задний план. На первый план выходит лицо бренда. То есть потребителям и партнерам интересно посмотреть на лицо, личность, которая стоит за этим брендом.

Наблюдаю за вами с осени 2019 года. Вы в процессе работы поняли, что ваш личный бренд работает и его нужно продолжать использовать в развитии бизнеса или вы планировали свою маркетинговую стратегию перед запуском бренда LULU с акцентом на личный бренд создателя?

— Это классный вопрос, мне его еще никто не задавал. Мне кажется, что многие вещи произошли не осмысленно, на интуитивном уровне. Я просто делала то, что умею делать хорошо и то, что люблю, а в дальнейшем моя деятельность приобрела еще больший смысл. Например, мы регулярно проводим прямые эфиры с врачами, чтобы люди больше понимали про свое здоровье и не думали, что, например, какой-то крем для лица может решить проблему. Мы провели марафон для будущих мам, где они могли больше понимать о том, как подготовиться к беременности и как этот этап проходить. Мы проводим эфиры с психологом, чтобы лучше понимать о том, как устроена психика человека. И это уже про психологическое здоровье. Мы подходим с разных сторон. Мне интересно самой изучать, что такое есть «человек» и как мы можем делать себя здоровее и лучше. Большинство идей по продвижению Lulu приходили в процессе развития бизнеса. Конечно, маркетинговый план нужен. Но с элементами спонтанности и гибкости. Это позволяет быть «на волне» со своей аудиторией и отвечать на вопросы, которые ее волнуют здесь и сейчас.
Полтора года назад на ваш аккаунт было подписано 50 тысяч человек, сейчас более 120 тысяч. За счет чего вам удалось быстро привлечь 70 тысяч подписчиков, и все они потенциально могут стать вашими клиентами либо уже стали.
— Это, конечно же, контент! Наш контент строится на комбинации следующих принципов: честность, экспертность и любознательность. Наша аудитория всегда ждет от нас не только качественный технический контент, но и чего-то нового и получает это. Мы не стоим на месте, не говорим через соцсети каждый день про одно и тоже. Мы больше про незапланированное проживание жизни со всеми ее интересными аспектами. И трансляции этой жизни в нашем корпоративном аккаунте.

— Если говорить о привлечении клиентов через ваши соцсети…


— 90% наших клиентов приходят к нам через социальную сеть Instagram. Мы видим это по статистике продаж. Если мы выкладываем свой продукт в Instagram, он продается. Не выкладываем – не продается. Это и есть наша лакмусовая бумажка. Также мы ведем базу клиентов и часто спрашиваем у них, откуда они пришли. И мы понимаем, что это Instagram. Представляете, какая у нас высокая зависимость от одной площадки? Мой совет предпринимателям в B2C сегменте: если они хотят развивать свой бизнес через соцсети, им нужно диверсифицировать площадки: Telegram, Facebook, Instagram. Конечно, это все индивидуально, под каждый бизнес. Но смысл в том, что использовать только одну площадку очень рискованно для бизнеса. При этом на всех этих площадках должна быть разная подача контента. Нельзя «копипастить» один и тот же контент. Это большая работа, мы собираемся ее проделывать.

— Когда вы осознали, что ваш личный бренд стал работать на вас?

— Я еще этого не осознала (смеется). Да, у меня есть личный бренд, но он всегда под угрозой. Как и любой другой бренд, неважно, компания это или человек.
— Сейчас у вас есть магазины в Алматы, в Астане, за последний год вы открыли точки в Атырау, Москве. Не знаю других казахстанских предпринимателей, которые бы открыли в Москве какой-то магазин со своим концептом. Мне показалось это очень вдохновляющим, потому что не каждый пойдет на такой рынок, как Москва… Когда вы решили открывать магазины, вы делали ставку на личный бренд?
— Для нас Москва – это очень требовательный, жесткий рынок, это большой вызов для нас. Не могу сказать, что мы в начале своего пути были успешны там, как и сейчас. Но мы выполняем все свои обязательства, не обанкротились и не закрылись. Для меня это демаркационная линия.

Мы не успешны в Москве, потому что о нас там мало знают, меня нет в магазине как «лица». Т.е. можно сказать «магнетизмом» Асель Москва не прониклась. В Москве нет «эффекта присутствия» создателя бренда, и это замечает и наш управляющий, и наши SMM-специалисты. Но, к сожалению, я не могу разорваться. Я трезво оцениваю ситуацию, сейчас в магазин Москвы ходят те, кто приобретает наши продукты, но не те, кто хочет быть в семье LULU. Потому что в Москве очень большой выбор.

— Как вам пришла идея выйти на рынок Атырау?


— Все получилось само собой. Однажды к нам на переговоры приехала клиентка из Атырау и сказала, что хочет открыть LULU в своем городе. Так все и завертелось.


— Как предпринимателям успешно выстраивать свой личный бренд, чтобы он был аутентичный и целостный?

— Моя основная рекомендация предпринимателю – он должен знать свои ценности, транслировать их и заходить в любой запрос через служение: как я могу помочь этому человеку? Как я могу сделать своего клиента счастливым? Поймите, зачем вы вещаете, если не через служение, то через что тогда? Определитесь, что вы хотите и какая ваша конечная цель: просто продать и заработать? Ок, заработали вы денег и что дальше? Нужно понять, куда потратите эти средства: на rock & roll или на обучение детей в Гарварде, например? Чем глубже погружаешься в смысл своей деятельности, тем более качественно служишь. Чем более качественно служишь, тем больше единомышленников, партнеров и клиентов ты привлекаешь. Прошу понять, что мы сейчас говорим не про «прислуживать», а про самое настоящее служение, когда ты в своей деятельности как предприниматель видишь смысл и пытаешься быть полезным своему клиенту.

— Какой бизнес-совет дадите предпринимателям?

— Как-то у меня случилась такая ситуация, я была в поездке в Дубаи, до рейса оставалось несколько часов, и я решила пойти в казино. Сидим за столом: у меня на руках две фишки по 3-5 долларов, а у 70-летнего араба, игрока за моим столом, стопка купюр по 10 тысяч долларов. Я наблюдала за ним, делая ставки на те же номера, что и он. Он смотрел на меня и молчал. На втором раунде я опять сделала ставки на те же номера, на которые поставил араб. В общем я повторяла за ним. И он заметив это, говорит: «Веди свою игру по жизни, сколько бы фишек у тебя ни было. То, как я двигаю фишки - не значит, что я прав. Может твоя пятидолларовая купюра сейчас выстрелит?!». Так что мой совет предпринимателям: ведите свою игру!
Динара Серикова
PR-специалист