3. Дуглас Ван Прает «Бессознательный брендинг»
«Азбука Бизнеса», 2014
Принимаем ли мы решение о покупке той или иной вещи сами? Мы привыкли считать себя самостоятельным и рациональным потребителем. Но в действительности маркетологи используют хитроумные техники нейромаркетинга, чтобы повлиять на наш выбор. Чтобы не изучать каждое явление в психологии, книга Дугласа Ван Праета «Бессознательный брендинг» предлагает уже готовые решения. Ниже - выборка самых важных, на мой взгляд, тезисов.
Разрываем шаблон
Человек видит до 3 тысяч маркетинговых сообщений ежедневно. Чтобы выделиться и запомниться потенциальному потребителю, нужно выйти за рамки обыденности. Для примера возьмем рекламу Volkswagen с ребенком, примерившим на себя образ антагониста «Звездных войн». Разорвав шаблон образа Дарта Вейдера (воплощение зла) ребенком (символ невинности), ролик заполучил вовлеченность зрителей на протяжении всей рекламы. Ролик получил высший балл по нейромаркетингу в ежегодной оценке рекламных роликов, где измеряли электрическую активность мозга при просмотре этой рекламы.
Создаем комфорт
Чувствуя себя в безопасности и комфорте, человеческое сознательное дает слабинку и начинает принимать бессознательные решения. То есть совершать ненужные покупки. К примеру, уровень доверия к сарафанному маркетингу упал с 45 до 25%! Вкладываться нужно в сервис: когда доброжелательный продавец предложил вам присесть на удобный диван, угостил чаем, бдительность потребителя теряется, повышается уровень окситоцина (гормон, ответственный за спокойствие), и решение о покупке принимается без особых обдумываний.
Направляем воображение
Воображение – это место двояко направленной коммуникации между тем, что мы осознаем и тем, что скрывается под поверхностью. Осознанные мысли направляются в подсознание (вместилище мотиваций), передавая слова, чувства, мысли или образы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Мысли и идеи проникают в подсознание. Подсознание выдает информацию в виде слов, интуиции, предчувствий, новых идей, планов. Поэтому, когда мы начинаем по-новому одеваться, демонстрируя это друзьям, обязательно находится человек, повторяющий вас. Решения создает не ваше воображение, а окружающие вещи.
Изменяем чувства
Если бренд вызывает сильные эмоции, даёт способность выделиться в своей социальной группе и присоединиться к сообществу избранных, компания заработает настоящих поклонников и адвокатов бренда. Логика не победит сильные чувства, так как эмоционально возбужденный мозг найдёт оправдание для своей веры. Поэтому юзеры прощают Apple высокую стоимость, поздние обновления и негибкие условия пользования.