- Если есть человеческие жертвы – выразить соболезнования близким и родным погибших.
- Если информации пока недостаточно – сообщить, что причины произошедшего выясняются и что для этого сделано (создан оперативный штаб, на место выехала специальная группа и т.п.).
- Если это соответствует действительности – заверить, что ситуация взята под контроль, чтобы не допустить паники. Если в этом пока нет уверенности, сообщить, когда примерно ожидается стабилизация обстановки и опять же – что для этого делается (сколько пожарных и ЧС расчетов находится на месте, какие меры предприняты для обеспечения их безопасности).
- Назвать несколько основных версий произошедшего, которые рассматриваются комиссией.
- В целом продемонстрировать, что спикер несет ответственность за происходящее и делает все возможное для стабилизации ситуации.
Чего нельзя делать главному спикеру: - выходить к СМИ неподготовленным, без цифр и данных;
- путаться в сообщениях и транслировать противоречивую информацию – у слушателя создается впечатление некомпетентности спикера и недоверие;
- раньше времени называть точные причины произошедшего;
- перекладывать ответственность за произошедшее на определенные лица или ведомства;
- чрезмерно быстро заявлять о готовности сложить с себя полномочия – в чрезвычайной ситуации сначала нужно стабилизировать обстановку и уже потом признаваться в совершенных ошибках.
6. Пока пиар команда штаба отрабатывает срочные запросы и координирует все коммуникации, коллеги в центральном ведомстве могут собрать статистику и предоставить СМИ – сколько еще точек, подобных тому, где произошел кризис, есть в стране, как безопасность обеспечивается там, когда в последний раз были проведены проверки и когда пройдет ревизия.
7. Предоставить журналистам контакты компетентных экспертов по теме кризиса, чтобы СМИ не теряли время на поиск и чтобы минимизировать вред популистских комментариев от псевдоэкспертов.
8. Мониторить социальные сети на предмет фейков и дезинформации, чтобы при необходимости оперативно дать опровержение.
9. Давать оперативную информацию о том, сколько человек и техники задействовано в ликвидации последствий кризиса, какую помощь оказывают НПО и гражданское население, не забывать благодарить их за это.
10. После того, как кризис завершится, провести анализ, что могло быть сделано лучше. Провести ревизию антикризисных алгоритмов. Создать и обменяться базами контактов со всеми пиар службами, если это не было сделано ранее, обновить базы данных СМИ, базы экспертов по своему направлению. Как это ни странно может прозвучать - запланировать и провести антикризисные учения. Лучше учиться на ошибках во время тренировки, чем в реальной жизни.