Алия Рахимова, эксперт по коммуникациям, советник-пресс-секретарь по связям со СМИ Агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана
Технологии пиара работают всегда и везде - как в бизнесе, так и в государстве: формула проектного подхода к пиару RACE, казалось бы, реализована и в госинформполитике Казахстана. R (research) - страновые исследования на предмет уровня удовлетворенности населения госинформполитикой и востребованности информконтента ежегодно заказывает министерство информации и общественного развития (МИОР). На основе исследований реализуется A (action), корректируется единый медиаплан правительства, куда включены самые актуальные темы деятельности правительства, уделяя больше внимания освещению в СМИ темам, по которым показатель удовлетворенности населения самый низкий. С (communication) реализуют пресс-службы госорганов, результаты E (evaluation) выводит МИОР. Площадка Службы центральных коммуникаций – это фактически маркетплейс, где правительство «презентует» и «продает» самые горячие и актуальные темы, устанавливаются прямые коммуникации со СМИ, а через них – с другими целевыми аудиториями. Тогда почему вопрос несогласованности госкоммуникаций остается таким острым?
Тема коммуникационных кризисов для сферы пиара, а особенно государственного и политического, актуальна всегда и во всех странах. В Казахстане министерство информации и общественного развития создано как самостоятельный госорган в 2016 году на фоне коммуникационного кризиса после неожиданно сильных земельных протестов, из-за которых был наложен мораторий на поправки к земельному кодексу. В число задач нового ведомства вошла выработка государственной информационной политики и выстраивание максимально действенной модели кризисных коммуникаций. В сентябре 2019 года президент страны объявляет о концепции «Слышащее государство», суть которой – слышать запросы граждан и вовлекаться в их решение через все доступные каналы коммуникаций, и особенно – через соцсети. Все это – показатель эмпатии госполитики к проблемам населения, серьезные шаги на пути к двусторонним коммуникациям правительства, населения и общественности Казахстана. Наверняка ее результаты проявились бы в большей степени, чем сейчас, если бы не пандемия, разразившаяся в 2020 году и разбудившая застарелые и самые мощные вулканы кризисов: фейки, антиваксеров, экономическую нестабильность, падение уровня доверия населения к действиям правительства.
Такие кризисы не решить в скором времени, пандемия переходит на новые этапы развития, и никто в мире не может дать точных ответов на самые острые вопросы, которые она ставит каждый день. Но что действительно нужно, так это говорить. Спикеров не должно быть много, один-два, но это должны быть уполномоченные представители госорганов, эксперты в своей области, которые знают работу госоргана изнутри, с чем ему приходится работать каждый день. И что самое важное и сложное – он должен уметь говорить на языке своей аудитории, обладать эмпатией и уметь признавать ошибки или неудачи, если они имели место, обязательно объясняя, что планируется делать дальше. И слова обязательно должны сопровождаться результатами дел. Под гнетом накопленного за все это время негативизма и недоверия к действиям государства это будет очень сложная, но необходимая работа.
Второе – разработку национальных проектов и реформ обязательно сопровождать ключевыми сообщениями, которые должны звучать с каждой трибуны, повторяться всегда и везде, где это уместно. Очень простые, эмоциональные и коррелирующие с убеждениями и настроениями людей. «Возвращение к прежней жизни» стал ключевым месседжем глобальной кампании по вакцинации в Израиле, и, как мы знаем, результат прививочной кампании в этой стране - один из самых успешных.
Для реализации этих задач не нужно создавать коммуникационную стратегию. Более того, как бы это неожиданно не звучало, считаю, что правительству нет необходимости создавать как отдельный документ информационную политику или коммуникационную стратегию. Создание стратегических документов по коммуникациям – это длительный процесс, требующий закрепления определенных установок и планов действий, а информационное поле и правила игры меняются настолько быстро, что нормы документа будут устаревать, даже не успев быть подписанными. Эмоциональные и подкрепленные действиями выступления и сообщения сделают гораздо больше.