Как дать дизайнеру эффективное техзадание
Дизайнеры по-прежнему играют важную роль в работе пиарщиков и маркетологов. И хотя новое поколение специалистов уже сами могут смонтировать видео, сделать эффектную презентацию и вижуалы для соцсетей, многие компании по-прежнему пользуются услугами дизайнеров для производства визуального контента. Недавно в чате маркетологов возникла дискуссия, из которой родился этот материал. Как все-таки правильно давать дизайнерам техническое задание, чтобы результат работы отвечал вашим ожиданиям?
Динара Турешева, маркетолог

- Готовой шпаргалки или памятки не существует. Все дело в коммуникации, планировании и контроле. Если вы умеете доходчиво переложить задачи в техническое задание, управлять и контролировать процессом, то проблем не должно возникнуть. Другое дело, насколько эффективно у вас сложились с дизайнером рабочие взаимотношения. Под рабочими взаимоотношениями имею в виду понятные и реалистичные KPI. Работу дизайнера тоже можно оцифровать. План/факт креативов, план/факт скорость работы, план/факт проектных работ, план/факт эффективности креативов в каналах диджитал ресурсов и т.п. Это для примеров. Важно проводить обратную связь, насколько понятна задача самому дизайнеру, что он думает сам и как он видит эту задачу. Какие сроки, возможные риски. Важно обсуждать и вместе формировать техзадание или план работы. У меня по стенам развешаны визуалы с задачами по срокам, причем с юмором, креативно. И коллеги сами свои достижения фиксируют и видят, с каким темпом выполнения они идут к цели. Кроме того, в середине месяца провожу индивидуальную встречу с каждым по промежуточному выполнению задач. Не типичный разбор сделал/не сделал, а наоборот – что классного уже запущено, какой эффект это сейчас дает, чем можно дополнить и как усилить, чем заменить. Стараюсь вовлекать дизайнера в диалог, чтобы он прогорваривал и генерировал идеи сам и участвовал в обсуждении, как результат мы находим точки соприкосновения и работаем дальше. Это мой кейс.

Динара Турешева
Диана Батищева, PR-консультант, копирайтер

- Часто ситуация такова: заказчик просит дизайнера создать что-то на заданную тему и, в лучшем случае, называет приоритетные цвета и техпараметры. Дизайнер фрустрирует от недостатка информации, делает долго и, часто оказывается, вовсе не то, что нужно.

Заполнять техзадание на два листа, как мечтают дизайнеры, никто не будет. Во-первых, некогда, во-вторых, часто заказчик просто не разбирается в терминах. И это нормально.

Нужно искать доступные для обеих сторон компромиссы - подробный устный опрос заказчика (именно того, кто принимает финальное решение) самим дизайнером, а лучше коммуникабельным проектным менеджером, отправка дизайнером референсов на выбор, чтобы понять, в каком направлении двигаться. И, конечно, наличие брендбука очень упрощает всем жизнь.



Диана Батищева
Максат Акпаров, маркетолог

- У каждой компании должен быть брендбук и гайдлайны, где будут учтены все нюансы использования логотипа и фирменного стиля. Начиная от документации, презентации и заканчивая буклетами, постами в социальных сетях или рекламой на биллбордах. Всегда нужно прислушиваться к рекомендациям дизайнера (если он профессионал), потому что в визуализации есть свои правила и законы, которые проверены временем. Всегда стараться давать дизайнеру четкое техзадание. И техническое задание по типу "просто сделайте нормально" - не нормально, потому что нормы у всех разные.

Максат Акпаров
Алимхан Жапар, дизайнер, основатель студии Жапар и Japar.School

- Многое зависит от уровня профессионализма дизайнера. Если это джун (начинающий), ему надо больше времени, чтобы выдать результат. Джун может сделать дизайн быстро, но часто его переделывать. Сказывается недостаток опыта. В итоге простая задача отнимает кучу времени, сил и нервов. Зато стоит дешевле. Работая с сеньором (экспертом), времени тратится меньше. Потому что он задает правильные вопросы, требует бриф и дает постоянную обратную связь. То есть больше вовлечен в проект. В итоге работа меньше переделывается и удовлетворены обе стороны. Стоит дороже.

Вовлеченность. Дизайнер должен быть вовлеченным в проект. Для этого ему нужно больше данных. Чем лучше дизайнер понимает цель проекта, тем лучше результат. Подключайте дизайнера к команде на стадии начала проекта. Так он получит больше информации и лучше поймет задачу. Но тут важно не перестараться. Берегите время дизайнера! Ежедневные совещания по 40 минут отнимают драгоценное время. Лучше делать короткие созвоны на 5-10 минут, чтобы задать важные вопросы и получить ответы.

Обратная связь. Ценный ресурс для дизайнера – обратная связь от клиента. Хороший дизайнер всегда задает вопросы. Рекомендую клиентам отвечать на них развернуто. Ответы типа «да, нет, хорошо, пойдет» и т.д. не дают дизайнеру полной картины. Лучше расписать, что конкретно не понравилось, не боясь задавать глупые вопросы. Требуйте от дизайнера промежуточные варианты, чтобы знать, в каком направлении он движется.

Образцы дизайна. Чтобы лучше и быстрее понять вкус клиента, помогают образцы дизайна. В крупных компаниях это брендбук. Я всегда рекомендую клиентам показать три дизайна, которые нравятся и три – которые не нравятся. Обязательно описать, почему нравится или нет. Так у дизайнера формируется библиотека стилей для этого клиента. Он будут знать, какой цвет лучше не использовать, а что лучше применить в дизайне.

Время. Закладывайте запас времени. Чем дольше дизайнер работает над проектом, тем больше он его понимает. Привлекая дизайнера на ранней стадии проекта, у вас будет меньше переделок. Лучше озвучить дизайнеру дедлайн с запасом на пару дней. Но ему об этом не говорить. Практика в Казахстане показывает, что дизайнеры максимально продуктивны при приближении дедлайна. Если не успеет, вы знаете, что есть запас.

Привлекая дизайнера на проект, лучше потратить время и проверить дизайнера на профессиональные качества заранее. Позвоните его клиентам, посмотрите его работы, проведите мини-интервью. Так у вас сложится общий портрет. Вы будете знать его сильные и слабые стороны.

Алимхан Жапар