Гулим Оразбаева, специалист по связям с общественностью, автор блога «PR туралы» «В самом начале нужно отметить – коммуникация точно не лучший навык казахстанских руководителей, будь то государственных органов или компаний. Эти события, возможно, и не имели бы таких катастрофических последствий, если бы еще в самом начале власти Жанаозена, где начались протесты, просто вышли к людям и сказали:
мы разберемся, цены будут оставаться прежними, только дайте нам три дня это исправить. Вместо этого к протестующим вышел и.о. (!) акима города, сообщил, что аким в отпуске (!!), а митинг – незаконный (!!!), а потом и вовсе начинают отключать на местах интернет.
Дальше ситуация только ухудшилась, и без интернета в итоге остался весь Казахстан. Странно ругать акимов на местах за нежелание общаться с населением – они элементарно не привыкли проявлять инициативу и коммуницировать с аудиторией открыто и решительно. У них просто-напросто не было примера для подражания. Никогда. А самое главное это то, что при январских событиях 2022 года
были нарушены абсолютно все принципы коммуникаций и даже право человека на информацию (Всеобщая декларация прав человека, ст. 19).
Поздняя реакция. При любом кризисе нужно отреагировать в течение максимум 2 часов – это главное правило в связях с общественностью. Однако во время январских событий мы ждали речи руководителей не сутки и не двое, а целых пять.
Совет 1: Реагируйте. Реагируйте как можно быстрее. У вас на это всего 2 часа. Дальше события могут быть непредсказуемы.
Отсутствие какого-либо коммуникационного плана в госорганах. Не было в истории страны ни одного кейса, когда кампания или событие было отработано по нотам или хотя бы без претензий. Каждый раз мы наблюдаем бегающих куриц с отрубленной головой и блокирование интернета. Так нельзя. Всегда нужно чётко знать: что может случиться, что мы будем делать, если это случится, как мы будем об этом сообщать и говорить, какие каналы мы используем, что мы предпримем, если всё выйдет из-под контроля, как мы будем с этим справляться, кто за что будет отвечать.
Совет 2: Составляйте антикризисный план. Напишите в плане абсолютно все возможные виды кризиса, даже бредовые и крайне маловероятные. Определите действия в деталях. Работайте по этому плану в любой непонятной ситуации.
Информационная блокада. Журналист Жолдас Орисбаев составил
обзор зарубежных масс медиа, писавших об январских событиях в Казахстане. Выяснилось, что зарубежные журналисты в своих материалах и заголовках ошибались, манипулировали, путали понятия и путали даже фотографии президентов Казахстана. А вся причина в том, что комментировать события было некому, была информационная блокада, появление и удаление твитов без объяснения причин, шокирующие прогрессивный мир заявления. Это настоящая коммуникационная катастрофа, которую
можно и нужно было не допустить.
Совет 3: Сообщайте о ситуации и своих намерениях аудитории и стейкхолдерам первыми. Не позволяйте никому додумывать, рассказывать, сообщать за вас и предполагать то, что не в ваших интересах. Будьте на связи с журналистами. Следите за своей речью. Не пишите публичные тексты под влиянием эмоций, чтобы затем не пришлось от них отказываться, оправдываться или удалять.
Совет 4: Наймите компетентного и адекватного пресс-секретаря. Вы должны доверять этому человеку в первую очередь и понимать его наиважнейшую функцию – не допускать информационного кризиса. Компетентный пресс-секретарь не будет вещать ничего, что может нанести урон имиджу руководителя и организации/компании. Он будет реагировать на каждый голос, мониторить всё, что касается вас, предотвращать любую угрозу репутации. Тем самым ваша открытая коммуникация, оперативная реакция и готовность общаться станет именно тем, что спасёт вашу репутацию при возникновении кризиса любой величины».