12 декабря 2022
Пандемия COVID-19:
информационные кампании
США, Грузии, Казахстана в 2020 году


Разные страны, столкнувшись с коммуникационным кризисом глобального масштаба, вызванного COVID-19, применяли разные походы к управлению ситуацией и донесением необходимой информации до населения и общественности. Коммуникационный кризис государственных органов, вызванный пандемией, осложнялся не только отсутствием информации о новой болезни и запаздывающими коммуникациями с населением, но и взрывной волной инфодемии, которая охватила практически весь мир. Этому способствовало массовое распространение интернета, развитие социальных сетей, мессенджеров, снижение уровня доверия к традиционным СМИ и в целом – к действиям государства. Исследователи отмечали эффект информационной аномии (от фр. anomie – отсутствие закона, организации – прим. ред.) в том, что граждане перестают считать власть и средства массовой информации институтами, призванными по своим функциональным задачам отстаивать их интересы.

Алия Рахимова
эксперт по коммуникациям
CША: информационная война с Китаем

Правительство США в период пандемии подверглось сильной критике за неспособность уберечь страну от пандемии и последовавшего за ней социально-экономического кризиса. Надо отметить, что информационная позиция президента США в период пандемии была довольно агрессивной, отрицающей реальную угрозу коронавируса, что вызвало неоднократные протесты членов правительства США. Звучали обвинения в адрес Всемирной организации здравоохранения в том, что организация стала «марионеткой Китая», а также открытые обвинения в китайском искусственном происхождении коронавируса. [BBC news 2020]

Фактически информационная политика президента США на фоне преддверия президентских выборов была обращена на Китай. Эти заявления поддерживали консервативные СМИ «Daily Caller» и «Fox News», которые в поддержку слов Президента США публиковали сомнительные новости о том, что на рынках Китая якобы можно купить мясо экзотических животных, в том числе и летучих мышей, ставших носителем возбудителя COVID-19. [Fox news 2020].

В ответ на подобные заявления со стороны американцев и китайской оппозиции официальные власти Китая предложили иную теорию. В частности, 12 марта 2020 года заместитель главы информационного департамента Министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь заявил на своей странице в Twitter, что коронавирус был завезен в Китай американскими военными. [РИА новости 2020].

По заявлению Эдварда Шелби, заместителя руководителя аппарата сенатора США, бывшего пресс-секретаря и директора по коммуникациям, правительству США не удалось выработать единую коммуникационную стратегию в период начала пандемии, а члены правительства, включая самого президента, временами сами распространяли дезинформацию о коронавирусе [Astana Civil Service Hub 2020].

Кроме того, по словам экс-пресс-секретаря, правительство полностью перешло на цифровые виды коммуникаций. Государственные веб-сайты весной 2020 года показали небывалый пик посещений – люди не знали, что происходит, и за информацией обращались именно к источникам, заслуживающим доверия. Как называет ситуацию Эдвард Шелби, это спелый плод, который сам просится к вам в руки – бери и пользуйся, заполняй источники достоверной и требуемой информацией. В первую очередь люди искали факты о коронавирусе и информацию об экономической помощи, на которую они могут рассчитывать. Автор считает успехом, что все сайты были модернизированы и COVID-сконцентированы, публиковалась информация не только о вирусе и его распространении, но и страховании, поддержке безработных, правительственных программах. [Astana Civil Service Hub 2020].

Что заслуживает особого внимания, так это факт, что правительство не использовало социальные сети как основные каналы коммуникаций, только как дополнительные. Именно из-за того, что в социальных сетях очень много дезинформации. Как отметил спикер, положительный коммуникационный эффект имело ежедневное обновление информации на достоверных ресурсах с тщательно, политически выверенным контентом, предоставление компетентной информации по запросам. [Astana Civil Service Hub 2020].

Еще одной большой проблемой, с которой столкнулись власти США – это неверие избранным политическим лидерам. Общественность уверена, что все политики лжецы. И такая ситуация сложилась еще до начала пандемии. [Astana Civil Service Hub 2020].

Грузия – одна из самых успешных информационных кампаний

В Грузии информационная кампания начала пандемии считается одной из самых успешных. Добиться успехов в борьбе с коронавирусом Грузии удалось благодаря быстрой реакции правительства, доведению до сведений населения информации о коронавирусе через трех грузинских эпидемиологов, которые получили прозвище «Три мушкетера». Также в международных СМИ отмечалось, что Евросоюз включил Грузию в список 15 безопасных стран - не членов ЕС, для которых открывает границы с 1 июля 2020 года. Первый случай был зафиксирован в феврале, к середине марта уже все школы, университеты и второстепенные предприятия были закрыты, остановлен общественный транспорт. После введения чрезвычайного положения большие собрания и поездки по городу были запрещены, в стране введен комендантский час [BBC news 2020].

Ключевые посылы информационной кампании Грузии по борьбе с COVID-19, по оценкам Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, нашли отклик у ключевых аудиторий в Грузии. Двуязычные плакаты и видеоролики с местными знаменитостями помогали донести ключевые послания, касающиеся способов защиты от COVID-19, до этнических меньшинств в Грузии. Информация не только переводилась на разные языки, но и была адаптирована к местным культурным особенностям. [WHO 2020].
Казахстан: антикризисные коммуникации Министерства здравоохранения РК

Неверие официальной информации и вера фейкам, распространяемым через социальные сети и через мессенджеры – главная трудность информационной кампании, с которой столкнулись государственные органы Казахстана с момента появления в стране нулевого пациента, зараженного COVID-19. После обнаружения первых вспышек коронавируса в Ухани в декабре 2019 года и дальнейшим распространением в другие страны Казахстан долгое время оставался «белым пятном» на мировой карте заражения. Отчасти это способствовало формированию скептического отношения населения и общественности к официальной информации, публикуемой ответственными государственными органами.

Для понимания картины информационно-коммуникационной кампании министерства здравоохранения Казахстана как ключевого игрока в борьбе с COVID-19 в период начала пандемии, действия режима чрезвычайного положения в стране и усиления карантинных мер нами проведено онлайн интервью с официальным представителем министерства Диасом Ахметшарипом (период работы - февраль-июль 2020 года). Как выяснилось, исходные силы для такой масштабной информационной кампании у ведомства были очень скудны: три штатных специалиста пресс-службы, включая официального представителя, отсутствие автоматизированной системы мониторинга СМИ и социальных сетей, полное отсутствие бюджета на информационное сопровождение. По словам официального представителя минздрава, в конце февраля 2020 года под председательством министра здравоохранения был организован штаб по противодействию распространению коронавируса. В этом же месяце в министерстве создана стратегия антикризисных коммуникаций, которая определяла направление информационной работы, пути взаимодействия по подготовке и распространению информации, инструменты, обратную связь, каналы распространения информации. «Мы должны были охватить все службы (информационные, примечание автора), радио, ленты, социальные сети. Однако, когда появился первый заболевший, долгосрочные планы уже не работали, ситуация менялась очень часто, мы даже недельный план не могли составить, поэтому медиапланы создавались максимум на 1 последующий день», – говорит Диас Ахметшарип [Рахимова 2020: С.40].

15 марта 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о введении с 16 марта 2020 года в стране режима чрезвычайного положения [Zakon.kz 2020]. Впервые за 30 лет независимости государства был введен режим ЧП. Он продлился до 11 мая 2020 года, а карантины той или иной степени жесткости продолжаются до сих пор.

На фоне запоздалых сообщений и отсутствия информации о COVID-19 в начале пандемии самым громким коммуникационным кризисом, еще больше подорвавшим доверие населения к действиям госорганов, уполномоченных за здравоохранение, стала манипуляция со статистикой летальных случаев от коронавируса. До середины 2020 года официальная статистика не включала летальные случаи от атипичной пневмонии при отрицательном тесте на COVID. 9 июля 2020 года на сайте посольства Китая в Казахстане появилось предупреждение, в котором содержался призыв к китайским гражданам проявлять бдительность на казахстанской территории в связи с распространением «неизвестной пневмонии», жертвами которой стали и китайцы. 10 июля на брифинге министерство здравоохранения опровергло эту информацию, заявив, что распространяемая «в некоторых СМИ Китая» информация о том, что в стране отмечены случаи «неизвестной пневмонии, более смертоносной, чем коронавирус», не соответствует действительности [Tengrinews 2020]. В этот же день в Женеве исполнительный директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкл Райан заявил, что случаи с атипичной пневмонией, возможно, главная причина того, что многие случаи пневмонии, которые могли бы быть COVID-19, не были правильно диагностированы. [Informburo 2020]. Тему подхватил и опубликовал ряд международных СМИ.

В результате вышедшего на международный уровень коммуникационного кризиса 17 июля 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу определиться со статистикой по COVID-19 и сделать ее достоянием общественности, какой бы печальной она ни была. [Forbes 2020]. В этот же день министр здравоохранения Алексей Цой на брифинге сообщил, что министерство меняет свои подходы к учёту случаев COVID-19 в Казахстане и начинает учитывать в этой статистике и случаи заболевания пневмонией. [Tengrinews 2020]
Photo by Clay Banks on Unsplash
Заключение
Во время подготовки статьи были изучены публикации в СМИ, публичные заявления ответственных лиц, проведено интервью в целях определения ключевых моментов проведения информационных кампаний и инструментов антикризисных коммуникаций правительственных органов США, Грузии и Казахстана в 2020 году, в период начала пандемии. В США внешняя информационная кампания характеризовалась противоречивостью заявлений президента и первых лиц правительства, громкими обвинениями в адрес Всемирной организации здравоохранения в отношении поддержки Китая в части искусственного происхождения коронавируса. Внутренняя информационная политика США была гораздо более сплоченной и COVID-централизованной путем оперативных публикаций и своевременного обновления необходимой информации для населения на сайтах всех государственных и местных исполнительных органов.

Грузия, благодаря оперативным правительственным коммуникациям, выбору спикеров, пользующихся доверием у населения, применению адаптированного для местного населения контента смогла успешно довести до сведения большинства населения необходимость соблюдений ограничений.

В Казахстане коммуникационная работа системы здравоохранения в период пандемии изначально имела низкие шансы на успех, чему причиной были: ограниченные ресурсы, отсутствие бюджета на информационное сопровождение, слабая продуманность стратегии антикризисных коммуникаций. События, связанные с информационным сопровождением борьбы с пандемией COVID-19 в Казахстане, в очередной раз подтвердили общее правило антикризисных коммуникаций: кто не сумел первым дать информацию и направить хаотично рассеянный поток обращений за информацией к официальным и достоверным источникам информации, тот проиграл в борьбе с кризисом.
Материал написан под руководством Серика Тахана - доктора филологических наук, профессора кафедры телерадио и связи с общественностью факультета журналистики и политологии Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, e-mail: takhan_serik@mail.ru