Коммуникации в 2022 году – извлеченные уроки и тенденции на будущее

26 декабря 2022 года
2022 год стал для Казахстана переломным: январские события продемонстрировали уязвимость сложившегося общественно-политического и экономического уклада и необходимость пересмотра подходов во взаимодействии государства и народа. Сложная внешнеполитическая обстановка в виде военного вторжения России в Украину, концепция Нового Казахстана, стремительные президентские выборы, безудержный рост инфляции, крупная техногенная авария в Экибастузе и другие важные события в стране не могли не отразиться на коммуникациях между властью и обществом. Какие тренды в коммуникациях проявились в уходящем году особенно ярко и к чему нужно быть готовыми в 2023 году?
Асель Кожакова, генеральный директор и основатель Red Point Kazakhstan

- В сложившихся условиях постоянной турбулентности и геополитической нестабильности во всем мире я бы не стала называть это трендами в коммуникациях, а скорее, фокусом и приоритетом. На мой взгляд, сейчас, как никогда ранее, стоит вопрос кросс-культурных коммуникаций, межнациональных коммуникаций. И если раньше об этом говорили только с больших трибун, а транснациональные компании верили в идею глобализации, то сейчас мы идем к деглобализации мировой экономики. Соответственно, компании стали крепко задумываться о том, как говорить со своими глобальными клиентами, не нарушив чьих-то прав и не оскорбив достоинство. Что важно, сотрудники ведь после пандемии тоже стали глобальными и тут тоже важно сохранить баланс. То есть возникает вопрос еще одного направления: внутренних коммуникаций и внутренних коммуникаций на фоне разных культур и сохранения единства в коллективе. Параллельно в наших постсоветских странах растет национальное самосознание и поиск культурного кода. Для Казахстана сейчас этот вопрос встал в разряд важных коммуникаций: как от власти к обществу и от общества к власти, так и в международных коммуникациях, представляющих страну.

Еще одним важным направлением развития коммуникаций я вижу ESG и то, что компании делают для сохранения окружающей среды и социальной повестки. Другими словами, бизнесы не могут только брать, они должны еще и отдавать. Я называю это новым "P" в маркетинг миксе (наряду с другими 7Р), а именно «Planet» - то, что компании делают для планеты.

Асель КОЖАКОВА
Айнура Умаева, генеральный директор агентства коммуникаций "Тайный Советник"

- Я бы выделила три ключевых момента в коммуникациях, которые обнажились в этом году:

1. Антикризисные коммуникации должны быть встроены в самую рутинную работу так, чтобы в момент кризиса быть готовыми собраться, отреагировать и быть в диалоге. Нынешняя манера властей похожа на то, как коммунальные службы реагируют на первый снег: как будто он каждый год выпадает неожиданно в тропическом климате Алматы или Астаны.

2. Коммуникация не заменяет действия. Но действие должно сопровождаться коммуникацией. Стетоскоп почти всегда холодный, когда врач слушает пациента на приеме. Но этот холод стетоскопа не становится неожиданным шоком, если врач общается с пациентом: «Это стетоскоп. Сейчас я буду вас слушать. Он может показаться холодным, но мне важно узнать состояние ваших легких».

3. Все темы, которые до сих пор считались недопустимыми для обсуждения в приличном обществе или же в рамках официальной коммуникации от властей или бизнеса, сейчас стали определяющими для понимания базового «нам вообще по пути или нет?». Нам нужно научиться формулировать свою позицию по поводу того, что раньше считалось сугубо личным мировоззрением, и быть готовыми оставаться в диалоге с несогласными. Многовекторность – это прекрасно, но в итоге мы за что и против чего?

Айнура УМАЕВА
Айбар Олжаев, PR-шы, коммуникатор ипотеки "7-20-25"

- 2022 год однозначно добавил опыта специалистам по коммуникациям. Год был уникальный - попытка свержения власти, полномасштабная война и связанные с этим информационные спецмероприятия, местные коммуникационные факапы, эволюция политтехнологии на президентских выборах, техногенные катастрофы. Во всех этих событиях так или иначе работали наши коллеги: до, во время или после. Мы видим ужесточение риторики практически во всех областях. Кровь уже никого не смущает. Разбросанные тела детей и женщин в городах воспринимаются просто как издержки войны.

Получается, танцы с бубнами окончены. Мы стали жестче в 2022 году. И входим в 2023 год более подготовленными в части дезинформационных мероприятии, кризисных коммуникаций. Посильно изучаем нейротехнологии, психологические аспекты трансляции информации. Начиная с марта 2022 года можно отметить резкий возросший спрос на информацию, обучение, тренинги по антикризисным мероприятиям в коммуникациях. Почему?

Потому что разрушительная сила слова возрастает. Особенно необдуманного, нечаянно брошенного. Оно несет уже не только репутационные потери, но влияет на бизнес, личную безопасность. Ставки растут и риски тоже. Управлять ситуацией стало сложнее, очень много неуправляемого аспекта. В целом, сами люди/руководители/лидеры стали более непредсказуемыми.

В 2023 году нужно быть готовым ко всему. Грядут очень сложное времена для нашего народа. Народ будут разрывать изнутри. То, что не делали за 30 лет, не меняли советские трубы, котельные, оборудование, это все о себе даст знать. Холодную батарею в моменте пиаром не согреешь.

Язык побуждает либо к созиданию, либо к разрушению. Я вижу тренд усиления роли внутренних коммуникаций. Специалисты внутрикома, которые могут работать в условиях митингов и конфликтов, будут на вес золота. Потому что сейчас очень сложно стало договариваться не столько с партнерами, сколько со своим трудовым коллективом. Пустой холодильник всегда победит корпоративную газету.

Айбар ОЛЖАЕВ
Елена Кливец, директор департамента по связям с общественностью Фонда «Самрук-Казына»

- Коммуникации в 2022 году стали дороже во всех смыслах.

Этому способствовала и пандемия, после которой значительно вырос спрос на качественный, профессиональный внутриком, и события начала 2022 года – они проявили реальную ценность коммуникаций внешних.

Тот ваккуум, который накапливался долгие годы, наконец нарушен.

«Вопросы разъяснять, а не консервировать», - так упрощенно можно сформулировать главный принцип взаимодействия в новой реальности.

Уходящий год еще больше укрепил взаимозависимость внешних и внутренних коммуникаций. Это и слияние функционала HR и PR во флагманских компаниях, в бизнесе. И появление «адвокатов бренда» не только в коммерческом секторе, но и в государственном – люди искренне вовлечены в процессы перемен, готовы транслировать это обществу.

Все то, что раньше было теорией коммуникаций, наконец становится реальностью. Растет востребованность специалистов по коммуникациям, производителей качественного контента. Значительно укрепился статус пресс-секретарей. Востребованными являются оперативность, вовлеченность, честность, открытость процессов.

Сегодня, когда общество перегружено информацией, очень важным является доверие аудитории. И в следующем году нам всем предстоит работать над повышением уровня взаимного доверия. Думаю, это должно стать и задачей, и трендом, и своего рода проверкой на коммуникабельность.

Елена КЛИВЕЦ
Байрам Азизов, CEO PR Expert

- Какие тренды в коммуникациях проявились в 2022 и чего нам ждать в 2023? Тренды ли? Тренды могут проявляться на конкурентном рынке. У нас рынок монополизирован во всем. Нет развития. Мы все еще не научились реагировать на кризисы. Антикризисные коммуникации – это не тренд, а острая необходимость, и обучать этому нужно не пиарщиков и пресс-секретарей, а министров и депутатов. Почему? Потому что в госаппарате не пресс-секретарь принимает решение, как реагировать и что делать, а его руководство, которое мало что в этом соображает. Так и живем! Этот год не стал исключением из правил, и факапов для разбора оставил предостаточно. В своем телеграм канале я писал о некоторых из них. Этот год можно назвать «Бегущие по граблям».

Первые грабли начались с январских событий, когда госаппарат не смог внятно объяснить ситуацию, вторые грабли - текст президента с риторикой о «второй республике» и «новым Казахстаном», который, с моей точки зрения, стал провальным. Пиарщики президента подписали ему приговор, сунув текст с формулировкой: «Новый Казахстан - справедливый Казахстан». Уже на следующее утро после выступления было опубликовано несколько видео-обращений от казахстанцев с описанием проблем и с требованием доказать этот тезис.

Рассечением гос. лба о третьи грабли стала попытка выстроить взаимоотношения с «продвинутой» молодежью и заигрывания с тинейджерами, но смена политического влияния одного и отсутствие профессиональной команды коммуникаторов и стратегов обесценило эту идею и привело к фиаско.

Президент спрогнозировал казахстанцам худшие условия жизни в новом году, с точки зрения политтехнологий понятный шаг, но эту коммуникационную линию никак не развили и, скорее всего, не планируют развивать и поддерживать в течение года.

Этот год обнажил и большую проблему в управлении и контролем над блогерами, интернет-селебрити и инфлюенсерами. Все попытки задействовать их сводились к кринжовым активностям с провальным фидбэком для государства и приличной суммой на счету для блогера.

Чего ждать в 2023? Ничего не жду, но надеюсь, что государство перестанет тратить средства на иностранных экспертов, которые не понимают конъюнктуру рынка и пытаются учить гос. пиарщиков тому, что невозможно применить в наших условиях. Надеюсь, что высший эшелон власти начнет учиться, а не учить. Надеюсь, что пиарщики-инфоцыгане перестанут продавать свои курсы госаппарату. Надеюсь, что продолжу влиять и формировать положительные изменения в государственном и страновом пиаре.

Байрам АЗИЗОВ
Напоминаем, что мнение редакции PR Drive может не совпадать с мнением авторов публикаций, спикеров или гостей наших проектов.