14 января 2023
Какая такая этика?

Или почему в
PR всё упирается в ценности?
PR и коммуникации – сфера, в которой достаточно часто приходится делать этический выбор.

Физически преграждать путь журналистам, позволяя своему руководителю улизнуть в коридорах Парламента – этично?

Жонглировать цифрами в пресс-релизах о финансовых результатах – этично?

Высасывать из пальца результаты, когда их нет – этично?

Договариваться с изданием-шантажистом, направляющим запрос из 40 вопросов в расчете на финансовое решение вопроса – этично?

Размещать дюжину платных публикаций о событии, не стоящем выеденного яйца – этично?

Выбирать не самого достойного подрядчика - этично?

Одним словом, неэтичных практик достаточно, и пиарщики относятся к ним по-разному. Кто-то воспринимает как часть работы, кто-то более чувствительный может и разочароваться в профессии. Предлагаю вместе со мной рассмотреть один из методов разрешения этических дилемм в работе.

Жулдыз Джумадилова
специалист по стратегическим коммуникациям
Ящик Поттера заказывали?

По версии QS World University Rankings, Annenberg School for Communication and Journalism (USC) входит в тройку лучших школ в США по медиа и коммуникациям, и здесь предмет «Этика в коммуникациях» является обязательным. Не знаю как вы, но я до первой лекции по этике не задавалась вопросом "А какие у меня ценности в жизни?". К концу вводной лекции профессор раздала нам список ценностей и предложила выбрать десять из них. Это оказалось просто. Потом из этих десяти необходимо было оставить только пять, а затем - три. Здесь уже будет сложнее выбрать. Рекомендую сделать такую практику, можно многое понять о себе. Для чего нам нужно было понять свои базовые ценности? Потому что мы ими руководствуемся, даже когда сами того не осознаем. Потому что они движут нашими поступками как в жизни, так и в работе.

Например, если у человека одна из главных ценностей – честность, будет ли он работать в организации, которая постоянно вводит общественность в заблуждение? Если ценность – собственное достоинство, будет ли человек отталкивать от шефа журналистов? Если ценность – карьера, упустит ли возможность выслужиться?

А теперь вернемся к решению этических дилемм. Профессор Гарварда Ральф Поттер ввел инструмент, так называемый Potter Box, состоящий из четырех компонентов: факты, ценности, принципы, лояльность. Для начала честно обозначаем суть вопроса, излагая только факты. Потом определяем свои ценности в сложившейся ситуации. Следом решаем, какой из этических принципов применить (Принцип золотой середины Аристотеля, Принцип категорического императива Иммануила Канта, Утилитаризм Милля, Теория справедливости Джона Ролза, и т.д.). В заключение определяем, к кому мы лояльны, и принимаем решение, исходя из всего этого.

Конечно, трудно представить себе специалиста по коммуникациям или журналиста, анализирующего сложившуюся ситуацию этической дилеммы по ящику Поттера. Да и времени на это нет. И изучать все эти философские принципы некогда. Более того, ящик Поттера не дает однозначного решения вопроса. Зачем тогда он вообще нужен? Мне кажется, если ситуация возникла действительно сложная, и необходимо принимать непростое решение, анализ по ящику Поттера нужен, чтобы привести мысли в порядок и выстроить в голове приоритеты.

Фильтр вам в помощь

Одно дело, когда человек оказывается в сложной ситуации, которую он сам не создавал. Например, PR-специалист вынужден работать с недобросовестным подрядчиком, выбранным руководством. И совсем другое дело, когда человек сам должен принять не совсем этичное решение. Здесь необходимо мысленно пройти через три фильтра.

Первый фильтр – семья. Как отнесутся ко мне члены семьи, когда узнают о моем поступке?

Второй фильтр – публикации в СМИ. Не напишут ли о моем поступке журналисты? Раньше этот фильтр назывался «Обложка Financial Times», так как апогеем публичного позора считалось оказаться на первой полосе газеты. Сейчас, наверное, уместнее назвать этот фильтр «герой вирусного ролика».

Третий фильтр – закон. Не нарушаю ли я закон своим поступком?

Сначала – ценности, потом все остальное

Говорят, в работе, как, впрочем, и в браке, можно сойтись с любым человеком, если у вас совпадают базовые ценности. И наоборот, если ценности разные, все попытки наладить отношения тщетны. Поэтому каждый сам решает, куда и с кем идти работать, чтобы этических дилемм и, как следствие, внутреннего дискомфорта было меньше. Последние опросы среди СЕО больших компаний показывают, что сейчас при подборе персонала организации в первую очередь обращают внимание на ценности кандидата. Потому что каким-то недостающим компетенциям человека обучить можно, но привить правильные ценности - долго, сложно, а зачастую и вовсе невозможно.