15 февраля 2023
Как повысить роль PR-службы в своей компании

Photo by Amy Hirschi on Unsplash
Довольно часто можно услышать в профессиональной среде, как специалисты по связям с общественностью и представители служб коммуникаций сетуют на то, что их функция все еще серьезно недооценена руководством.

Большинство топ-менеджеров, несомненно, понимают стратегическую важность коммуникаций в организации. Но чаще на словах, на деле же уделяя качественному управлению репутацией гораздо меньше внимания, чем вопросам операционной или финансовой эффективности. Осознание (а не теоретическое знание) приходит обычно в разгар репутационного кризиса – то есть поздно. Об этом очень точно сказал в фильме «Плутовство / Хвост виляет собакой» (Wag the dog) один из главных героев: «Это как сантехник <…> — делаешь свое дело и никто ничего не замечает, и только когда сантехник ошибается, кругом все оказываются по уши в д…ме». Грубовато, но, на мой взгляд, близко к правде.

Асель Аширбекова
Глава службы коммуникаций McKinsey&Company в Центральной Азии
Менее остро это заметно в частном секторе, где репутация имеет зачастую прямое отношение к ценности и оценке компании – вполне себе стимул для владельцев бизнеса и главных управленцев. В таких организациях в лучших традициях отрасли глава команды коммуникаций напрямую подотчетен CEO, интегрирован в топ-менеджмент, участвует в процессах принятия решений и понимает краткосрочную и долгосрочную стратегии развития компании. И хотя это более характерно для квазигос- и госсектора, в Казахстане до сих пор можно встретить и в частном бизнесе практику, когда функция связей с общественностью включена в социальный блок, подотчетна заместителю заместителя, а то и вовсе сведена до исполнительской деятельности по публикации формальных обновлений на сайте и рассылке пресс-релизов по почте.

Что может сделать «главный по коммуникациям» в организации для повышения статуса функции, не дожидаясь самоутверждения или провала в кризисной ситуации? Приведу здесь несколько практических советов, которые, я уверена, многие специалисты уже применяют на практике. Надеюсь, некоторым коллегам они окажутся полезны как минимум в качестве предмета обсуждения и дискуссии.

  • Все начинается с собеседования

Еще на этапе первого знакомства с будущим работодателем можно понять, как выстроена организационная система и где в ней место отведено вам как руководителю службы коммуникаций. Если вопреки чарту на официальном сайте, финальное решение о вашем найме принимает CEO-1, а первый руководитель недоступен ввиду занятости более важными вопросами – можно предполагать, что так будет и далее в ежедневной работе. Настаивайте на необходимости вашей встречи с первым руководителем, даже если уже получили интересное и щедрое предложение о работе от его/ее заместителя. Кратко и четко изложите свое видение корректного взаимодействия PR-отдела с руководством. При положительном сценарии руководитель оценит ваше умение отстаивать свое мнение, уверенность и профессионализм. А может быть и такое, что конструктивного контакта не произойдет или вы поймете, что не совпадаете в видении или ценностях с топ-менеджментом. Это тоже своего рода положительный сценарий, ведь обе стороны сэкономят свое время и найдут себе более подходящий вариант.

  • Соберите союзников

Ваши стейкхолдеры – это не только первый руководитель, но и все члены правления, руководители функциональных направлений, которым также необходимо разъяснить стратегическую роль PR-службы. Полезно назначить регулярные встречи с членами топ-менеджмента, где в формате 1-1 можно обсудить все точки пересечения интересов, исходя из того, чем и как коммуникации могут быть полезны именно данному подразделению. Так вы не только покажете свою потенциальную ценность для членов правления и найдете для себя возможные нетривиальные инфоповоды, но и обозначите границы и правила взаимодействия.

  • Знайте свою аудиторию

Изучите своего руководителя, его/ее график работы, распорядок дня. Как ваш руководитель воспринимает информацию лучше, через презентации или таблицы с данными, устно или письменно, решает сразу или берет время обдумать предложение? При этом важно не строить предположения, а уточнять и спрашивать напрямую. Вы удивитесь, как люди открыты к таким вопросам, и это значительно упростит вашу коммуникацию с руководством. Представьте, что вы выстраиваете максимально удобный Client experience руководства с вами. Без сбора данных и обратной связи не обойдется. Могут помочь постоянные встречи периодичностью раз в месяц, на которых вы делаете фокус не только на отчетах и результатах, а сверяетесь по видению, задачам, налаживаете диалог.

  • Будьте актуальными

Свою экспертность вы можете подкрепить актуальным знанием рынка, осведомленностью о свежих исследованиях аудитории и каналов коммуникаций в вашем регионе. Используйте современные системы мониторинга и аналитики данных – эти приложения с каждым днем позволяют получать все более новые и неожиданные инсайты. К примеру, если руководитель хочет публикацию в определенном издании, которое кажется вам не подходящим по целевой аудитории, по формату или по иным соображениям, вооружитесь доказательными фактами и данными в пользу вашей точки зрения, чтобы не быть голословными. Действуйте как генератор идей, станьте thought partner, не исполнителем – готовьтесь ко всем встречам и переговорам с несколькими сценариями решения вопроса.

  • Развивайте свои презентационные навыки

Бывает и такое, что специалист очень хорошо знает свое дело, разбирается в трендах, но теряется при разговоре с руководителем. Работайте над своей уверенностью и навыками презентации. Существует множество тренингов на эту тему: по факту почти все сводится к постоянной практике, просто в условиях тренингов есть возможность в безопасной среде отточить свои скилы и получить конструктивную обратную связь людей, от которых не зависит ваше трудоустройство. Кроме того, практиковаться можно и дома, и с друзьями, в специальных профессиональных группах и сообществах – результат, как от любых тренировок, придет с регулярностью и дисциплиной.

  • Внутренние коммуникации

Прекрасный инструмент для повышения статуса PR-службы в организации, которым часто пренебрегают – в большей степени от недостатка времени и трудовых ресурсов – внутренние коммуникации. Сам себя не похвалишь, как говорится... А если серьезно – это очень действенный и рабочий инструмент. Он требует вдумчивости, такта и корректности, чтобы не скатиться в разряд отчетных рассылок, которые никто не читает. Напоминайте о ценности, которую несет ваша функция, о конкретных результатах, не отрицайте имеющихся вызовов и рассказывайте о возможностях – в различных форматах, в рамках отчетности и неформально, креативно и запоминающимся образом.

В заключение хотелось бы добавить, что, естественно, универсального рецепта, который подойдет всем, нет. Но в одном можно быть уверенным – кто-то когда-то уже был в похожей ситуации. Изучите свои варианты, обязательно начните хоть малую часть практик применять на деле. Подойдите к смене статуса-кво, который вас по каким-либо причинам не устраивает, как к научному эксперименту, чередуйте подходы, меняйте тактику, сохраняя при этом видение конечной цели. Удачных перемен!