Готовимся к телеинтервью -
17 советов
Трудно назвать такой навык или умение, которым бы пиарщик не нашел применение в своей работе. Уметь все – пиарщику полезно. Особенно важно понимать «кухню» смежных сфер. Опыт работы в редакции печатного издания и телеканала поможет позже лучше понимать потребности и специфику работы журналистов. Даже несколько месяцев летних студенческих практик, которые я когда-то провела на небольшом телеканале, сегодня помогают мне хорошо понимать потребности телевизионщиков. Есть четкое представление, как помочь и как не помешать.Совет будущим пиарщикам: стажировка на телеканале - «must have» в перечне профессиональных навыков. Текст ниже – в помощь тем, кому предстоит работа по организации интервью для телеканала. Итак, поступил запрос на телеинтервью, что делать?
Спикер

1. В идеале, в компании должен быть внутренний документ – информационная политика, в которой оговаривается перечень лиц, уполномоченных выступать в СМИ в качестве ее представителей по той или иной тематике. Если такого документа нет, руководствуемся темой запроса, профилем телеканала и программы, а также в целом логикой. Не следует привлекать к любому интервью топов и только - их появление в СМИ должно быть оправданным и соответствовать их статусу. Например, председатель правления банка будет менее уместен в качестве спикера для сюжета программы «Ревю» на НТК на тему участия команды из сотрудников банка в городском марафоне, в то же время руководитель среднего звена по направлению HRбудет, что называется, «в тему».

2. Мечта казахстанского пиарщика – спикер компании,свободно говорящий на двух языках: казахском и русском. Это наша локальная специфика. При поступлении запроса от телеканала на интервью следует уточнить, на каком языке планируется интервью. Казахская и русская редакции не всегда дублируют в эфирах сюжеты друг друга, и спикер может понадобиться только казахскоязычный или только русскоязычный, а может и говорящий на обоих языках. Если нет идеального двуязычного спикера, действуем по плану «B» – готовим двух спикеров. Не оказалось сотрудников для плана «B», включается план «С» с наложенным закадровым переводом, который, нужно признать, смотрится не всегда хорошо и может быть воспринят аудиторией неоднозначно.

Локация

3. Следует предусмотреть несколько вариантов локаций для съемок синхрона со спикером, т.е. именно той части материала, которую телевизионщики часто называют «говорящая голова в кадре». Позже оператор остановит свой выбор на наиболее подходящем месте с точки зрения сочетания различных параметров, видимых его профессиональному взгляду:достаточности и естественностисвета, громкости фонового звукового шума и прочих деталей. Очевидно, что для видеосюжета недостаточно только синхрона со спикером, и съемочная группа будет благодарна за возможность «набрать еще картинок», желательно нескучных, соответствующих тематике материала и динамичных: подойдут производственные цеха, операционные залы, офисы с сотрудниками, на чьих мониторах мелькают диаграммы и графики и т.п.Если в компании нет ежедневного строгого дресс-кода или униформы, то коллег желательно заранее предупредить о съемках. Вопросы со службой безопасности при ее наличии также нужно решить заблаговременно.




Внешний вид

4. Накануне съемок напомните спикеру о предстоящих планах на день грядущий и необходимости к ним подготовиться. Подбирая одежду для видеосъемок, нужно иметь ввиду:

- что нужно избегать мелкого узора как в рисунке, так и в фактуре ткани (например, вельвет), т.к. на видео это создаст эффект ряби;

- также не стоит сниматься в одежде из прозрачной или тонкой ткани – осветительные приборы могут сыграть недобрую шутку;

- блестящие ткани (люрекс, атлас) тоже под запретом – блики отраженного света могут испортить видео.

5. С цветами тоже есть свои особенности. Если вкратце, то для съемки лучше подобрать одежду однотонного цвета, но не зеленого, не красного, не черного и не белого цветов. Женщинам в макияже следует избегать перламутровых оттенков – иначе есть риск, что камера покажет их вульгарно, а мужчинам не нужно отказываться от возможностиприпудрить лицо тальком или пудрой – это поможет избежать видимости блеска кожи под дополнительным светом.

6. Нужно иметь в виду, что зачастую операторы любят снимать для перебивочных кадров крупным планом руки, поэтому позаботиться о маникюре или как минимум аккуратном внешнем виде рук тоже совсем не помешает.


Контент

7. Для более качественной подготовки к интервью пресс-служба может запросить (не значит потребовать) у редакции перечень вопросов либо ориентироваться по общей тематике запроса, которая, как правило, изначально оговаривается. Подготовленная пиарщиком информация – историческая справка, цифры, аналитика по этим цифрам, экспертная оценка и прогнозы, статистика и иные фактические данные – будут полезны не только спикеру компании для предварительной подготовки, но и журналисту в качестве дополнительной информации к полученному интервью. Таким образом, что-то будет озвучено в синхроне, а что-то журналист возьмет себе в ЗКТ, т.е. озвучит в закадровом тексте. При этом как бы тщательно ни была проведена работа по подготовке перечня Q&A, не исключено, что от журналиста прозвучит «неожиданный» вопрос, на который спикер при хорошем статусе экспертности сможет ответить и экспромтом. Если вдруг все-таки возникнут затруднения, то вполне допустимо оговорить с журналистом возможность о предоставлении данных по его «интересному»вопросу после интервью, и при этом предполагается, что речь идет не о днях и неделях, а о сроке не более чем пара часов. Оперативность – «наше пиаровское всё» при работе с телеканалами, впрочем,как ис любым другим каналом коммуникации.

8. Зачастую задача пиарщика заключается еще и в том, чтобы настроить спикера на правильный формат общения, напомнить, что журналист – это не друг и не враг. Это человек, выполняющий свою работу – ищущий и распространяющий информацию. Не следует озвучивать в беседе с ним то, что позже не захочется услышать в средствах массовой информации со ссылкой на вашу компанию. Для спикера должно быть аксиомой, что в корне некорректно сначала выдать информацию журналисту, а после сказать «но это между нами и не для эфира» или требовать от пиарщика снять с эфира отснятое видео-интервью. Журналист приходит в компанию не посплетничать и посекретничать, а выполнить свою работу, в которой что ни день то deadline.Что особенно актуально для журналиста-новостника, и не стоит отнимать его время и вводить в состояние когнитивного диссонанса, раскрывая «секретные данные» и одновременно запрещая их использовать.

9. Другой аспект – однозначность и четкость в подаче информации. Спикер должен сознательно избегать в своем повествовании формулировок, которые могут быть истолкованы неоднозначно или ошибочно, будь то с умыслом или без такового. Правило, которое пиарщик должен донести до своего спикера и по умолчанию руководствоваться им сам, «если информация вышла «криво», то это не журналист вас неправильно понял – это вы ему недоходчиво объяснили или неверно проинформировали». Говорить следует простым понятным человеческим языком даже о сложных темах, так чтобы содержание было одинаково понятным и самому журналисту, и домохозяйке, и пенсионеру, и любому другому человеку.

10. В зависимости от формата телепрограммы, для которой планируется съемка интервью, стоит проработать со спикером, как ему следует выстраивать речь. Если это сюжет для новостной программы, то спикеру следует формулировать свои мысли максимально лаконично и емко, т.к. продолжительность такого сюжета примерно 1,5 минуты, а синхрон в его структуре займет не более 15-30 секунд. Как правило, в этом случае журналист уже до интервью имеет более или менее четкое представление о своем сюжете и идет на встречу с ожиданием того, что на тему «А» он получит от спикера «В» ответ «D» на вопрос «С», а все, что «мимо», будет вырезано при монтаже. Аналитические или иные по формату программы могут предполагатьиспользование и более длительных фрагментов беседы, но и в этом случае четкая формулировка ответов на вопросы будет только на пользу.

11. Не получилось сформулировать мысль с первого раза – не беда: во-первых, в современных цифровых камерах нет нужды экономить пленку, беспокоимся только обэкономии драгоценного времени нашего топа и съемочной группы,во-вторых, и журналисту и оператору понятно, что эксперт перед ними - мастер в своей профессии, который совсем не обязан быть по совместительству блестящим оратором, хотя постоянному «лицу компании» есть необходимость работать над умением держаться перед камерой.Словом, попытку четко преподнести ключевую и ценную мысль можно повторить несколько раз, при монтаже наиболее удачный вариант возьмут в работу. Такой подход может быть удобнее, чем делать склейки из кусочков видео, к тому же и аккуратно склеить тоже не всегда получается.

12. «Хороший экспромт – это заранее подготовленный экспромт». Ничего в этом правиле для себя не меняем, а, значит, понимаем, что спикер не должен читать свою речь с листа, равно как и проговаривать ее так, что становится очевидным заучивание наизусть. Задача спикера – не только стать источником информации, но и поделиться живыми эмоциями, показать компанию и ее «человеческое лицо».

13. Журналист, обращаясь в компанию за интервью, преследует свои профессиональные интересы – он ищет источник информации. У пресс-службы и спикера, как представителей компании, безусловно, тоже есть свои интересы – попасть в информационное поле и что называется «засветить» компанию. На страже такой коллаборации стоят коммерческие отделы редакций, которые не пропустят упоминание коммерческого бренда компании в титрах и запикселят все логотипы в видео. Выход один – тренировать у спикеров компании умение ненавязчиво интегрировать корпоративные ключевые сообщения в любой свой контент.


В дополнение

14. Заработать плюсики к своей «пиаровской карме», а заодно и подстраховать себя, можно, если отправлять журналистам данные для титров на электронную почту или wattsapp или другим способом, но главное, в письменном виде, где будут проверенные вами по написанию имя и фамилия спикера и его официальная должность, при необходимости на двух языках. Это позволит избежать впоследствии непоправимых неточностей, ведь и спикер может невнятно произнести свое имя и произвольно озвучить свою должность, и сам журналист может неверно расслышать имя или сделать неточный перевод должности, а пиарщик может не дать случиться ни тому, ни другому.

15. Оптимально, когда пиарщик присутствует на самом интервью и контролирует процесс. Но при видеосъемках нужно уметь делать это правильно, так чтобы не мешать съемочной группе. Есть два варианта. Первый – расположиться так, чтобы не попадать в поле зрения спикера, в противном случае он будет непроизвольно искать зрительный контакт и с вами, и с журналистом, а на экране его глаза будут «бегать». Второй – занять место рядом с журналистом или за оператором, при этом спикер будет беседовать с вами обоими, но зритель об этом не узнает.

16. Согласование материала - камень преткновения и настоящее яблоко раздора между журналистами и пиарщиками. Есть логичное решение: если компания хочет стопроцентно контролируемый контент, то ей с этим будут рады помочь в коммерческом отделе редакции, но это уже не PR, потому что за деньги. Другое дело, когда пиарщик и журналист действуют по взаимному согласию (как бы «по любви») и отрабатывают материал совместно. У обоих в целях на выходе получить качественный материал, ведь ошибки и неточности не входят в интересы ни телеканала, ни компании.

17. Простое соблюдение этикета и знаки внимания также помогут настроиться на хорошую совместную работу. Предложенная гостям чашка кофе и вовремя без опозданий начатое интервью могут сотворить чудо! А волшебное слово «спасибо» друг другу после вышедшего в эфир материала может стать залогом для будущего сотрудничества и профессиональной дружбы.

Сая Асанова
PR-директор агентства корпоративных коммуникаций «Event Avenue»