Контент
7. Для более качественной подготовки к интервью пресс-служба может запросить (не значит потребовать) у редакции перечень вопросов либо ориентироваться по общей тематике запроса, которая, как правило, изначально оговаривается. Подготовленная пиарщиком информация – историческая справка, цифры, аналитика по этим цифрам, экспертная оценка и прогнозы, статистика и иные фактические данные – будут полезны не только спикеру компании для предварительной подготовки, но и журналисту в качестве дополнительной информации к полученному интервью. Таким образом, что-то будет озвучено в синхроне, а что-то журналист возьмет себе в ЗКТ, т.е. озвучит в закадровом тексте. При этом как бы тщательно ни была проведена работа по подготовке перечня Q&A, не исключено, что от журналиста прозвучит «неожиданный» вопрос, на который спикер при хорошем статусе экспертности сможет ответить и экспромтом. Если вдруг все-таки возникнут затруднения, то вполне допустимо оговорить с журналистом возможность о предоставлении данных по его «интересному»вопросу после интервью, и при этом предполагается, что речь идет не о днях и неделях, а о сроке не более чем пара часов. Оперативность – «наше пиаровское всё» при работе с телеканалами, впрочем,как ис любым другим каналом коммуникации.
8. Зачастую задача пиарщика заключается еще и в том, чтобы настроить спикера на правильный формат общения, напомнить, что журналист – это не друг и не враг. Это человек, выполняющий свою работу – ищущий и распространяющий информацию. Не следует озвучивать в беседе с ним то, что позже не захочется услышать в средствах массовой информации со ссылкой на вашу компанию. Для спикера должно быть аксиомой, что в корне некорректно сначала выдать информацию журналисту, а после сказать «но это между нами и не для эфира» или требовать от пиарщика снять с эфира отснятое видео-интервью. Журналист приходит в компанию не посплетничать и посекретничать, а выполнить свою работу, в которой что ни день то deadline.Что особенно актуально для журналиста-новостника, и не стоит отнимать его время и вводить в состояние когнитивного диссонанса, раскрывая «секретные данные» и одновременно запрещая их использовать.
9. Другой аспект – однозначность и четкость в подаче информации. Спикер должен сознательно избегать в своем повествовании формулировок, которые могут быть истолкованы неоднозначно или ошибочно, будь то с умыслом или без такового. Правило, которое пиарщик должен донести до своего спикера и по умолчанию руководствоваться им сам, «если информация вышла «криво», то это не журналист вас неправильно понял – это вы ему недоходчиво объяснили или неверно проинформировали». Говорить следует простым понятным человеческим языком даже о сложных темах, так чтобы содержание было одинаково понятным и самому журналисту, и домохозяйке, и пенсионеру, и любому другому человеку.
10. В зависимости от формата телепрограммы, для которой планируется съемка интервью, стоит проработать со спикером, как ему следует выстраивать речь. Если это сюжет для новостной программы, то спикеру следует формулировать свои мысли максимально лаконично и емко, т.к. продолжительность такого сюжета примерно 1,5 минуты, а синхрон в его структуре займет не более 15-30 секунд. Как правило, в этом случае журналист уже до интервью имеет более или менее четкое представление о своем сюжете и идет на встречу с ожиданием того, что на тему «А» он получит от спикера «В» ответ «D» на вопрос «С», а все, что «мимо», будет вырезано при монтаже. Аналитические или иные по формату программы могут предполагатьиспользование и более длительных фрагментов беседы, но и в этом случае четкая формулировка ответов на вопросы будет только на пользу.
11. Не получилось сформулировать мысль с первого раза – не беда: во-первых, в современных цифровых камерах нет нужды экономить пленку, беспокоимся только обэкономии драгоценного времени нашего топа и съемочной группы,во-вторых, и журналисту и оператору понятно, что эксперт перед ними - мастер в своей профессии, который совсем не обязан быть по совместительству блестящим оратором, хотя постоянному «лицу компании» есть необходимость работать над умением держаться перед камерой.Словом, попытку четко преподнести ключевую и ценную мысль можно повторить несколько раз, при монтаже наиболее удачный вариант возьмут в работу. Такой подход может быть удобнее, чем делать склейки из кусочков видео, к тому же и аккуратно склеить тоже не всегда получается.
12. «Хороший экспромт – это заранее подготовленный экспромт». Ничего в этом правиле для себя не меняем, а, значит, понимаем, что спикер не должен читать свою речь с листа, равно как и проговаривать ее так, что становится очевидным заучивание наизусть. Задача спикера – не только стать источником информации, но и поделиться живыми эмоциями, показать компанию и ее «человеческое лицо».
13. Журналист, обращаясь в компанию за интервью, преследует свои профессиональные интересы – он ищет источник информации. У пресс-службы и спикера, как представителей компании, безусловно, тоже есть свои интересы – попасть в информационное поле и что называется «засветить» компанию. На страже такой коллаборации стоят коммерческие отделы редакций, которые не пропустят упоминание коммерческого бренда компании в титрах и запикселят все логотипы в видео. Выход один – тренировать у спикеров компании умение ненавязчиво интегрировать корпоративные ключевые сообщения в любой свой контент.