- В одном из интервью вы сказали, что диджитализация позволяет нам работать удаленно, хоть с края света. Однако вы имели в виду скорее всего одну и ту же страну? Как вы думаете, может ли пиарщик из Астаны удаленно работать с клиентами, скажем, в Европе, или пиарщик из Перми в Астане? Или все-таки коммуникации завязаны на местном менталитете, и «чужаку» будет сложно их выстраивать? - Пиарщика в другой стране стоит нанимать, когда у компании есть коммуникационные задачи в этой стране. Российский пиарщик может работать в Казахстане в двух случаях, если у компании в Казахстане есть задачи в России или если (вчера обсуждали это с вашими коллегами на PR форуме) внутренние казахстанские консультанты почему-то не считаются авторитетами. В других случаях, например, я знаю несколько пиарщиков, которые из России занимаются пиаром российских компаний за рубежом. Здесь, наверное, важнее понять, как компания изнутри работает, поэтому надо оценивать компетенции конкретного человека и задачи конкретной компании в данный момент.
- А у вас команда большая в агентстве? - Небольшая, три человека, но когда возникают большие проекты, я расширяю ее за счет других фрилансеров. Это сейчас абсолютно нормальная, экономически эффективная модель работы, когда ты не содержишь огромный штат сотрудников, не соображаешь судорожно, что с ними делать, когда у тебя не все хорошо с заказами, а подтягиваешь их компетенции, когда они нужны. Недавно разговаривала с одним руководителем одного известного пермского брендингового агентства, он прошел путь от классического агентства до вольного стрелка, который подтягивает людей под проекты. Если раньше он был ограничен компетенциями своей команды, то сейчас он не ограничен ничем, он может делать проекты практически в любой сфере. Функции такой разрозненной команды гораздо шире, они экономически более обоснованы и эффективны и больше соответствуют духу проектного менеджмента, чем работа штатной команды.
- Человек в нашей профессии должен постоянно быть в курсе всех последних событий, постоянно учиться, осваивать новые навыки, как все успевать и где черпать вдохновение? Где вы сами учитесь, какими планерами пользуетесь и какие ресурсы можете рекомендовать? - Ресурсов приходится изучать действительно много — это часть моей работы, да и вообще часть работы любого пиарщика — быть всегда в курсе абсолютно всего. Однако я уверена, что не каждый пиарщик готов достаточное количество времени тратить на изучение информации, при этом знать всё так или иначе всё равно надо. Я так и пришла к тому, чтобы делать сервис
PR Bee. На изучение профессиональной информации тратятся колоссальные временные ресурсы — я посчитала, что около 240 часов в год пиарщик тратит на поиск профессиональной информации — это даже без учета обучения, просто на мониторинг по сути. Это очень большой объем, и ты не можешь себе позволить этого не делать, поэтому моя рассылка позволяет решать эту проблему – читать одну рассылку в неделю, где есть абсолютно все, что тебе надо для профессии — последние зарубежные кейсы, кадровые перестановки в редакциях, слухи-сплетни-скандалы, полезные материалы и лайфхаки по работе с новыми инструментами.
Я читаю зарубежные ресурсы — в авангарде, конечно же, британские и американские. Честно говоря, некоторые ресурсы довольно скучные типа PR Week, но вот журнал Campaign для меня больше интересен, причем его
американская версия более интересна, чем
британская. Есть еще британский ресурс
TheDrum, он не совсем про PR, а скорее про маркетинг-микс. Есть еще
NeilPatel – диджитальщик и socialмедийщик, не перестаю удивляться, насколько человек погружен в свою сферу и каждый раз открывает что-то новое.
А в плане обучения — как-то так получилось, что меня никто не обучал, не было на моих местах работы более сильного пиарщика, который бы меня всему научил. И я не знаю, это следствие или причина, но сейчас мне тяжело довериться чьему-то профессиональному авторитету, меня почти невозможно завлечь в обучение по пиару, потому что я не вижу для себя практической пользы. А вот в параллельных отраслях отдельными навыками обладать и учить новое — это прикольно. Например, диджитал — это отдельная вселенная, и я периодически там точечные мастер-классы прохожу, от работы с Tilda до настройки таргета и дизайна, это гораздо более интересно и полезно. В принципе мне в пиаре хватает одного форума в год, чтобы быть в курсе.
- А тайм-менеджмент? - Ох, это тяжелая тема. Когда я только начинала Mediabitch, я ушла в частную практику, год работала как фрилансер из дома — как правило, на проектах в Москве. Я чуть не сошла с ума, потому что в какой-то момент ты понимаешь, что работаешь практически в режиме 24/7, не можешь разделить личное и рабочее и получается, что ты начинаешь работать рано утром и заканчиваешь в полночь, не поднимая головы буквально. Проработав в таком режиме год, я себя поймала на мысли, что я месяц могу вообще не выходить из дома — у меня даже магазин продуктовый в том же здании находится. И я потом поняла, что это большая ошибка и что с этим надо что-то делать. Я заметила, что многие фрилансеры не могут пройти через это по двум причинам: во-первых, поток заказов и денег может быть нестабильным и это может сильно демотивировать, а во-вторых, из-за сложностей управления личным и рабочим временем. И у меня многие знакомые, которые в то время вместе со мной ушли заниматься фрилансом, либо вернулись работать в компании, либо выросли. Причем 95% ушли в компании, а 5% выросли до чего-то большего, чем фриланс. Я пошла по второму пути и поняла, что мне нужен помощник, которому можно какие-то простые функции делегировать, а во-вторых, мне нужен офис, потому что переключение с личного на рабочее очень важно, его не зря придумали. Конечно, каждый день отличается от другого, но сейчас я работаю примерно так: стараюсь вставать пораньше, часов в 6, завтракать, делать личные дела – читать, слушать лекции, заниматься в зале. До обеда работаю из дома, потом обедаю или встречаюсь с кем-то, а потом до вечера работаю из офиса, занимаюсь там какими-то документами, делами, которые требуют большей сосредоточенности. А креативными вещами (хоть я и не люблю это слово), у меня утром лучше получается заниматься.
Я пробовала много всяких систем управления временем и делами, но сейчас это просто сервис
Todoist, где я ставлю задачи сама перед собой и сотрудникам иногда. Это удобный инструмент, если у тебя несколько проектов и ты видишь весь список задач и понимаешь, что ты уже проделал, что еще осталось, а где можно назначать исполнителя, чтобы не забыть. И лично для себя я решила попробовать, чтобы мой день не был похож на хаос, задачи забивать в Google календарь с момента, когда ты проснулся, и до того момента, когда ты ушел спать. Ты должен знать, что ты делаешь в каждый конкретный момент времени, даже если это какая-то личная вещь, например, пойти в спортзал, пообедать, с кем-то встретиться, почитать, потому что иначе это все поплывет и ты нифига не сделаешь. Оно и сейчас плывет, но все равно сильно дисциплинирует. И такой метод помогает адекватно оценивать время на задачу. Ты понимаешь, что эту презентацию ты не сделаешь за 15 минут, это час-два. А когда ты делаешь список задач, ты не можешь адекватно оценить время. В результате это именно та причина, по которой мы обычно не выполняем задачи, которые пишем на листочке. Пока эта система работает хотя не идеально, но неплохо.