- Есть ли сейчас аудитория в среде, в которой мемы более популярны?
- Понятно, что целевая аудитория интернет-мемов те, кто больше пользуется интернетом. Если говорить о мемах с позиции Докинза, мемы – это любая культурная информация, которая распространяется вирусно. Например, наши дедушки и бабушки тоже активные пользователи мемов. Вся их жизнь (она неосознанно существует) была построена на избитых фразах, на цитатах из кино, анекдотов, даже на паттернах поведения. Например, все бабушки своим внукам так или иначе говорят: «Боже, ты такой худой» и так далее. Это тоже такой некий мем, который на самом деле является по сути культурным конструктом, который передается из поколения в поколение. И пожилое поколение и дальше продолжают его использовать, распространять. Поэтому говорить о том, что есть какая-то более или менее расположенная к использованию мемов группа не совсем правильно.
- Какие самые популярные мемы и почему?
- Сложно говорить о популярности мемов, это довольно сложная штука. Ведь мемы зачастую временны. Но есть определенные паттерны, которые до сих пор пробиваются несмотря ни на что в зависимости от места, где ты их смотришь. Если говорить о популярном меме за последнее время – это любой мем с Пригожиным или с подлодкой. Думаю, что на момент выхода интервью могут быть популярны другие мемы. Мемы бывают из TikTok, YouTube, Instagram, Snapchat – в соцсетях везде разное наслоение мемов.
- То есть мем – это живой организм, который постоянно меняется в зависимости от ситуации в мире, стране…
- Конечно. Мем как любой продукт культуры является отражением самого себя. Мем – это информация культуры, которая и есть мы: по сути куда мы, туда и мемы.
Если представлять, что люди первичнее мемов – это спорный вопрос, за который я не смогу отвечать. Тут с теологами нужно поговорить, что было раньше - курица или яйцо… Конечно, мемы меняются, всегда говорят про нас, отталкиваются от нас и отражают нас.
- Какая средняя продолжительность жизни мемов?
- Ученые склонны считать, что они существуют в среднем около 2-3 месяцев, то есть это средняя жизнеспособность мемов. Но на самом деле в настоящее время мемы умирают даже быстрее.
Ежедневно появляется все больше факторов, которые воздействуют на популярность мемов. И самый главный из них, который появился в связи с развитием таких клиповых платформ, как TikTok, Instagram Reels, YouTube Shorts - тренды стали стремительно убивать друг друга.
Этого не было на момент создания моей лекции. В июне были популярны мемы с подлодками… То есть стали подниматься разные паттерны на фоне очень острой темы, за ней следили многие, как за каким-то произведением детективного искусства. И не только в русскоязычном, но и в англоязычном сообществе.
Я слежу за TikTok в Латвии – это очень американо-ориентированный ресурс. Все мемы, которые ранее были, сбились мемом с Пригожином. Причем сами паттерны мемов, которые стали возникать как реакция на мемы с Пригожиным были совершенно другими.
Прогнозировать жизнеспособность мема нельзя, как нельзя спрогнозировать, что вы завтра будете есть на завтрак. Сегодня вы планируете съесть на завтрак овсянку, а завтра вы захотите творога. Появление мемов невозможно контролировать, как и стихийное бедствие.
- Артур, как думаете, почему мемы популярны в политической жизни?
- Потому что у современных интернет-мемов есть одно замечательное качество – они вызывают смех. Смех – это замечательная психологическая разгрузка, прекрасный способ дистанцироваться от ситуации, которая может быть страшной, трагичной.
А политика – это часть нашей жизни. И думать о том, что мы вне политики нельзя, война в Украине это показала. Многие люди сначала держались от политики подальше, а потом все почувствовали на себе крупнейший военный конфликт в современной истории.
И после этого некоторые люди стали думать, как если бы они разбирались в политике. К ним пришло понимание, что они должны быть ее частью. А если они живут в современном, демократическом обществе, то они должны на нее воздействовать. Поэтому на тему политики очень много шутят. Ведь ее нужно как-то обсуждать, переживать политические события разными эмоциональными способами. Поэтому шутки про политику всегда были актуальны.
Плюс нужно понимать, что даже любое уничижение может влиять на то, чтобы определенная система продолжала работать. Например, я высмеиваю что-то вне реальной жизни, в каком-то абстрактном поле, называемом «мировым карнавалом социальных сетей». Причем высмеиваю то, что для меня является самым сакральным, важным (в политике – Ред.). Это позволяет немного эмоционально разгрузиться человеку, вернуться и существовать дальше в этой системе.
Другой функционал (мемов, касающихся политики – Ред.), - это более современный способ воздействия. Мы все живем в политике и не можем от нее абсолютно абстрагироваться, как бы мы ни старались. И поэтому мемы используются для воздействия на политическое поле того или иного государства. То есть мемы – это активный инструментарий, который в том числе помогает вовлекать в политику даже тех людей, которые считают, что они вне ее. Это удобный механизм.
Кстати, политика сама по себе – это мем. Любое политическое движение, если верить Ричарду Докинзу, - подобно вирусу, распространяющий какой-то паттерн. Например, культурный. Он очень быстро распространяется и за счет этого выживает. Политика работает примерно по такому принципу.
Мемы сейчас отлично работают, не так, как раньше. И не только потому, что у нас появились глобальные медиа, но в том числе потому, что мы живем в эпоху перемен. Новое время, эпоха просвещения и то, что за ними следовали кризисы 20 века – разбили бесконечную иллюзию людей, что все в этом мире предрешено, что есть одно универсальное решение всех проблем. Например, раньше была вера в идеал, Бога… И вот человек потерял этот ориентир и поэтому стал легко поддаваться любому вирусному течению (влиянию мемов – Ред.). Поэтому мемы стали более живучими, более коварными, более разноплановыми и так легко меняются. Мы не стали чуть более восприимчивы, и поэтому они активны в любой сфере жизни: чем важнее тема, тем активнее и проявляются (мемы – Ред).
- Отличаются ли мемы в русскоязычном и англоязычном сегментах?
- Принципы шуток, какие-то механизмы существования мемов – вообще не отличаются. Отличается политические лица (мемов), потому что не все русскоговорящие страны имеют какого-то одного главного персонажа. Также отличаются ситуации и тема смеха.
Например, житель той же Норвегии не будет смеяться над тем же, над чем будет смеется житель Беларуси. Потому что у них немного разные привычки, разный культурный код, то есть поле, в котором они существуют. А для реакции на мем важно, чтобы он всегда был понятен.
Почему сейчас на стендапах целевая аудитория – это молодые супружеские пары. Потому что (стендапер) так же, как и они, вступил в брак, и его аудитории понятны, смешны его шутки. Им смешно, потому что его темы стали им близки.
Отличаться могут механизмы смеха, например, я не могу смеяться над президентом Туркменистана так же, как я смеюсь над президентом Норвегии. Потому что мы смеемся по разным причинам.