19 июля 2023
«Пока мы существуем в токсичном обществе, мем будет актуален»
Историк искусства Артур Чех в эксклюзивном интервью для PR Drive о мемах как главном искусстве ХХI века
Photo by Dominik Vanyi on Unsplash
Артур является блогером TikTok с аудиторией 1,4 млн зрителей, самым крупным популяризатором искусства в русскоязычном сегменте. Недавно в Алматы и Астане он провел лекцию о мемах и истории культуры смеха.
- Артур, расскажите немного о предыстории мемов?
- Говорить о том, что у мемов есть предыстория, не совсем правильно. Потому что, если отталкиваться от единственного принятого в науке определения термина «мемы», который был сформирован ученым Ричардом Докинзом, мем – это единица культурной информации, которая быстро и легко самореплицируется и распространяется. То есть не важно говорим ли мы о картинке или анекдотах, религиозных учениях или политической модели и так далее – все это, по сути, мемы. И говорить о том, что у мема есть предыстория, невозможно. Его можно сравнить с ДНК. Есть ли предыстория у ДНК? ДНК появляется с организмом, в котором он существует. Точно так же сказал и Докинз: мемы были вместе с культурой. То есть, как только человек стал создавать культуру, с тех же пор стал существовать и мем.

- С вашей точки зрения, почему мемы сейчас популярны среди массовой аудитории?
- Потому что мемы объединяют людей, игнорируют какие-то культурные рамки. Мемы – это замечательный инструментарий, чтобы получать образование, создавать комфортную среду в работе и так далее. То есть за счет того, что мемы настолько живучие и хамелеонообразные, они так легко вклиниваются в нашу жизнь. К тому же мемы легко, удобно и комфортно использовать в нашей ежедневной коммуникации. Ведь они, в отличие от слов, напрямую «попадают человеку в сердце». То есть слова, язык - как логический продукт довольно-таки замудрен. И он мало общего в современном мире имеет с вещами. То есть мы в отличие от людей, живших в древнее время, которые придумывали языки, не имеем прямой связи между объектом, какими-то явлениями и словами. И эта связь серьезно нарушена. То есть то, что говорю я - это не то же самое, что говорите вы. Хотя мы говорим на одну и туже тему на одном и том же языке. Но мы часто игнорируем то, что у нас под эти слова накоплен разный опыт, игнорируем то, что у нас разная среда, которая по-разному эти слова воспринимала. Самое главное, мы игнорируем, что язык – это не разменная монета, не идеальный продукт. Язык – это наш логический продукт, который постоянно трансформируется, мутирует и не только глобально, но и часто. И поэтому язык на самом деле – это неудобная форма общения. А мемы – игнорируют все эти логические конструкты, которые выстраиваются за счет культуры в нашей голове, и попадают напрямую в наш эмоциональный интеллект. Так мемы заставляют тебя о чем-то думать, что-то почувствовать. Причем без долгого объяснения. То есть человеку не нужно прикладывать усилия, чтобы понять мем. Ведь мы по природе ленивы, поэтому нам комфортно пользоваться мемами, с их помощью можно быстрее добиться определенных результатов. К тому же мемы избавляют нас от необходимости пользоваться, как мне кажется, культурными неудачами, которые мы называем языком.

- Может ли мем быть инструментом коммуникаций?
- Конечно, он в первую очередь является инструментом коммуникаций, потому что мем несет информацию, передает ее из одной точки в другую, заражает ею. Почему мемы часто сравнивают с вирусами? Основная задача мема не только передать информацию, но и распространиться дальше. И поэтому мем сам по себе в каком-то смысле является способом коммуникации – это то, что роднит его с искусством. Ни одно произведение, неважно, будь оно даже не визуальным, даже сотканное из воздуха, является логической конструкцией, внушаемой «в чужую голову». Так тоже бывает.

- Бывают ли у мемов авторы?
- Конечно. Сложный вопрос, что стоит понимать под авторством мемов и что понимать под мемом. Возьмем паттерн, на который накладываем текст. Например, мем Мэттью Макконахи в образе курящего полицейского и картинка с клонящимся пингвином. Что считать мемом в данном случае? В этом случае мемом является паттерн, который мы используем. А что же понимать под авторством? Если рассматривать с точки зрения постмодернистских практик - любое цитирование уже является авторством. Объясню, когда я напрямую ворую у кого-то свое произведение и называю его своим именем – я так или иначе становлюсь автором нового произведения. Если же из контекста был вырван эпизод или один кадр, кто же тут является автором мема: автор сериала или человек, который впервые вырвал эпизод? Также встает вопрос: является ли автором мема тот, кто придумал паттерн, или тот, кто использовал этот паттерн и придумал, что на него можно накладывать текст? Иными словами - автор тот, что создал паттерн паттерна или тот, кто уже накладывает текст ситуативно (на него), который может завируситься и распространиться. Получается как бы несколько авторов мема, и назвать автором одного человека довольно сложно.

- Есть ли сейчас аудитория в среде, в которой мемы более популярны?
- Понятно, что целевая аудитория интернет-мемов те, кто больше пользуется интернетом. Если говорить о мемах с позиции Докинза, мемы – это любая культурная информация, которая распространяется вирусно. Например, наши дедушки и бабушки тоже активные пользователи мемов. Вся их жизнь (она неосознанно существует) была построена на избитых фразах, на цитатах из кино, анекдотов, даже на паттернах поведения. Например, все бабушки своим внукам так или иначе говорят: «Боже, ты такой худой» и так далее. Это тоже такой некий мем, который на самом деле является по сути культурным конструктом, который передается из поколения в поколение. И пожилое поколение и дальше продолжают его использовать, распространять. Поэтому говорить о том, что есть какая-то более или менее расположенная к использованию мемов группа не совсем правильно.

- Какие самые популярные мемы и почему?
- Сложно говорить о популярности мемов, это довольно сложная штука. Ведь мемы зачастую временны. Но есть определенные паттерны, которые до сих пор пробиваются несмотря ни на что в зависимости от места, где ты их смотришь. Если говорить о популярном меме за последнее время – это любой мем с Пригожиным или с подлодкой. Думаю, что на момент выхода интервью могут быть популярны другие мемы. Мемы бывают из TikTok, YouTube, Instagram, Snapchat – в соцсетях везде разное наслоение мемов.

- То есть мем – это живой организм, который постоянно меняется в зависимости от ситуации в мире, стране…
- Конечно. Мем как любой продукт культуры является отражением самого себя. Мем – это информация культуры, которая и есть мы: по сути куда мы, туда и мемы.

Если представлять, что люди первичнее мемов – это спорный вопрос, за который я не смогу отвечать. Тут с теологами нужно поговорить, что было раньше - курица или яйцо… Конечно, мемы меняются, всегда говорят про нас, отталкиваются от нас и отражают нас.

- Какая средняя продолжительность жизни мемов?
- Ученые склонны считать, что они существуют в среднем около 2-3 месяцев, то есть это средняя жизнеспособность мемов. Но на самом деле в настоящее время мемы умирают даже быстрее.

Ежедневно появляется все больше факторов, которые воздействуют на популярность мемов. И самый главный из них, который появился в связи с развитием таких клиповых платформ, как TikTok, Instagram Reels, YouTube Shorts - тренды стали стремительно убивать друг друга.

Этого не было на момент создания моей лекции. В июне были популярны мемы с подлодками… То есть стали подниматься разные паттерны на фоне очень острой темы, за ней следили многие, как за каким-то произведением детективного искусства. И не только в русскоязычном, но и в англоязычном сообществе.

Я слежу за TikTok в Латвии – это очень американо-ориентированный ресурс. Все мемы, которые ранее были, сбились мемом с Пригожином. Причем сами паттерны мемов, которые стали возникать как реакция на мемы с Пригожиным были совершенно другими.

Прогнозировать жизнеспособность мема нельзя, как нельзя спрогнозировать, что вы завтра будете есть на завтрак. Сегодня вы планируете съесть на завтрак овсянку, а завтра вы захотите творога. Появление мемов невозможно контролировать, как и стихийное бедствие.

- Артур, как думаете, почему мемы популярны в политической жизни?
- Потому что у современных интернет-мемов есть одно замечательное качество – они вызывают смех. Смех – это замечательная психологическая разгрузка, прекрасный способ дистанцироваться от ситуации, которая может быть страшной, трагичной.

А политика – это часть нашей жизни. И думать о том, что мы вне политики нельзя, война в Украине это показала. Многие люди сначала держались от политики подальше, а потом все почувствовали на себе крупнейший военный конфликт в современной истории.

И после этого некоторые люди стали думать, как если бы они разбирались в политике. К ним пришло понимание, что они должны быть ее частью. А если они живут в современном, демократическом обществе, то они должны на нее воздействовать. Поэтому на тему политики очень много шутят. Ведь ее нужно как-то обсуждать, переживать политические события разными эмоциональными способами. Поэтому шутки про политику всегда были актуальны.

Плюс нужно понимать, что даже любое уничижение может влиять на то, чтобы определенная система продолжала работать. Например, я высмеиваю что-то вне реальной жизни, в каком-то абстрактном поле, называемом «мировым карнавалом социальных сетей». Причем высмеиваю то, что для меня является самым сакральным, важным (в политике – Ред.). Это позволяет немного эмоционально разгрузиться человеку, вернуться и существовать дальше в этой системе.

Другой функционал (мемов, касающихся политики – Ред.), - это более современный способ воздействия. Мы все живем в политике и не можем от нее абсолютно абстрагироваться, как бы мы ни старались. И поэтому мемы используются для воздействия на политическое поле того или иного государства. То есть мемы – это активный инструментарий, который в том числе помогает вовлекать в политику даже тех людей, которые считают, что они вне ее. Это удобный механизм.

Кстати, политика сама по себе – это мем. Любое политическое движение, если верить Ричарду Докинзу, - подобно вирусу, распространяющий какой-то паттерн. Например, культурный. Он очень быстро распространяется и за счет этого выживает. Политика работает примерно по такому принципу.

Мемы сейчас отлично работают, не так, как раньше. И не только потому, что у нас появились глобальные медиа, но в том числе потому, что мы живем в эпоху перемен. Новое время, эпоха просвещения и то, что за ними следовали кризисы 20 века – разбили бесконечную иллюзию людей, что все в этом мире предрешено, что есть одно универсальное решение всех проблем. Например, раньше была вера в идеал, Бога… И вот человек потерял этот ориентир и поэтому стал легко поддаваться любому вирусному течению (влиянию мемов – Ред.). Поэтому мемы стали более живучими, более коварными, более разноплановыми и так легко меняются. Мы не стали чуть более восприимчивы, и поэтому они активны в любой сфере жизни: чем важнее тема, тем активнее и проявляются (мемы – Ред).

- Отличаются ли мемы в русскоязычном и англоязычном сегментах?
- Принципы шуток, какие-то механизмы существования мемов – вообще не отличаются. Отличается политические лица (мемов), потому что не все русскоговорящие страны имеют какого-то одного главного персонажа. Также отличаются ситуации и тема смеха.

Например, житель той же Норвегии не будет смеяться над тем же, над чем будет смеется житель Беларуси. Потому что у них немного разные привычки, разный культурный код, то есть поле, в котором они существуют. А для реакции на мем важно, чтобы он всегда был понятен.

Почему сейчас на стендапах целевая аудитория – это молодые супружеские пары. Потому что (стендапер) так же, как и они, вступил в брак, и его аудитории понятны, смешны его шутки. Им смешно, потому что его темы стали им близки.

Отличаться могут механизмы смеха, например, я не могу смеяться над президентом Туркменистана так же, как я смеюсь над президентом Норвегии. Потому что мы смеемся по разным причинам.
- Есть ли у вас любимые мемы?
- Честно сказать, таких нет. Есть какие-то мемы, над которыми смеюсь чуть больше… Смеюсь скорее над картинкой, созданной по паттерну – это не совсем мем. Если говорить про паттерны, то мне очень нравится, когда вырывают из контекста видео-моменты. «Не упомянул ли он вас, когда спускался в ад» - это прекрасно, часто используется. «Ожидание и реальность» – мне кажется, что это один из лучших паттернов, потому что он никогда не перестанет работать. И пингвин, который кланяется и говорит спасибо. Потому что мы все часто оказываемся в ситуации, когда нам что-то делают и думают, что это хорошо. А мы такие: «Ха-ха». То есть пока мы существуем в токсичном обществе, мем будет актуален.

Динара Серикова
PR-специалист