Александр Лихтман, основатель и руководитель ITCOMMS, PR-агентства для IT-компаний Мы часто пользуемся услугами консультантов в случаях, когда выходим на какие-то новые рынки. Эти рынки могут быть новыми для нас как географически, так и с профессиональной точки зрения. Обычно пользуемся услугами сторонних советников под конкретный запрос: для того, чтобы получить конкретные ответы на наши вопросы касательно новой для нас отрасли/региона. В некоторых случаях подключаем таких специалистов для реализации части проектов. Кстати, некоторые из таких консультантов сейчас работают у нас в штате, настолько успешной была консультация.
В нашем случае опыт взаимодействия с советником это либо разовая консультация, либо полноценный консалтинг, когда нам подсказывают, направляют и помогают в реализации. Так, например, мы строим архитектуру отделов нашего агентства с помощью сторонних консультантов.
Если речь про разовую консультацию, то тут все просто: приходим с конкретным запросом, получаем ответы. Часто консультация занимает около 1-2 часов, после с полученными ответами уходим самостоятельно реализовывать проект. Полноценный консалтинг длится, конечно, дольше. «На берегу» обговариваем объемы работ и метрики, которые будем считать за достижение результата. Если, например, нужно построить PR-отдел в компании, то результатом будет работающий PR-отдел, налаженные бизнес-процессы.
Думаю, привлечение внешних экспертов оправдано в ситуациях, когда еще нет уверенности в своих силах. Не уверен, что хочешь и можешь выйти на рынок, нанимать на долгий срок PR-агентство или брать отдельного специалиста в штат. То есть в тех случаях, когда новое направление – это эксперимент и нужна обратная связь по самой идее.
Кроме того, консультанта можно нанимать, когда какие-то старые, привычные инструменты недостаточно хорошо отработали, и есть запрос разобраться, почему так произошло. Взгляд со стороны поможет посмотреть на ситуацию заново и подсветить неочевидные моменты.
Если нет постоянных советников, с которыми уже налажена коммуникация, но при этом есть запрос на консультацию, то, на мой взгляд, привлекать консультантов стоит. Здесь в целом важно идти от запроса. Если вы точно знаете, что надо делать и вам не нужен взгляд со стороны, то зачем тогда тратить ресурсы?
Наше агентство часто выступает в роли сторонних консультантов. Мы можем рассказать про особенности работы в регионе, помочь выстроить PR-отдел с работающими бизнес-процессами. Для нас это еще одна услуга, в дополнении к другим.
Одна из самых главных положительных сторон работы с консультантами – это возможность получить компетентную помощь от независимого лица. Тот самый незамыленный взгляд со стороны, подсветка неочевидных моментов в вашей работе, которые вы могли упустить или попросту не учли.
Идеально, когда вы идете на консультацию с понимаем, что ваш запрос – это эксперимент, и у вас есть точное видение, как оценить успешность эксперимента. В этом случае вы сможете донести основную мысль, получите конструктивную обратную связь и будет понимание, куда двигаться дальше, как применять советы консультанта.
Если такого понимания нет, и вы совсем не разбираетесь в экспертной области консультанта, могут возникнуть проблемы. Это как раз негативная сторона. В такой ситуации консультант может стать черным ящиком: делает что-то, а сработает ли это – не понятно. Даже самый успешный результат работы в понимании консультанта может не стать успешным результатом работы в вашей конкретной ситуации. Например, прописанная стратегия не будет реализована.
На стороне консультанта важно, чтобы задача была одинаково понята обеими сторонами. Чтобы были единообразные, измеряемые метрики или понятные способы достижения метрик.
Когда мы идем в консалтинг, нам нужно изначально понимать, куда мы идем, как мы идем, какие у нас цели. Это помогает отслеживать процесс работы и в любой момент времени можем прийти, спросить, что происходит, на каком этапе мы сейчас. А после сопоставить с планом работ и понять, в нужном ли направлении идет работа.