Сейчас принято считать, что внутренние коммуникации появились в компаниях во многом благодаря пандемии. В этом есть некая доля правды – COVID 19 действительно привнес в корпоративный мир потребность ставить сотрудников на первое место. Коммуницировать со своим главным ресурсом так, чтобы поддерживать эмоциональное состояние сотрудников, вдохновлять и вовлекать в рабочие процессы по-новому, создавать благоприятные условия для работы, конкурировать с другими работодателями на уровне новых приоритетов. Однако понятие внутренних коммуникаций было и ранее. Во многом моду на внутренние коммуникации привнесли международные корпорации. При этом не стоит забывать и про наследие, которое нам оставил Советский Союз. Агитационные плакаты и газеты, доски почета и спортивные конкурсы, профсоюзные санатории и лагеря для детей сотрудников – все это было упаковано в мотивационные сообщения, направленные на труд, высокую производительность, командную работу. Многие каналы коммуникаций из советского прошлого внутрикомы используют в своей работе и сегодня. Они адаптированы под digital форматы и темп жизни. Да, темп! Именно здесь начинается вся сложность и в то же время уникальности этой профессии.
Мое личное профессиональное убеждение заключается в том, что внутренние коммуникации сегодня – это отдельная профессия. На стыке компетенций и HR, и PR. Внутрикомы могут находиться как в структуре HR, так и в PR. Но все же это отдельная профессия. Дискуссий по этому вопросу может быть много. Но все точки на «i» ставят навыки, которыми сегодня должны обладать эффективные внутрикомы.
В 2019 году Ассоциация HR-менеджеров Казахстана при поддержке Международного Банка Реконструкции и Развития разработала отраслевую рамку квалификации и профессиональных стандартов по направлению "Управление человеческими ресурсами". Таким образом в области HR появились 24 профессиональных стандарта, описывающие 24 профессии, в том числе и внутренние коммуникации*.
Стандарты были утверждены Министерством труда и социальной защиты населения РК в июле 2019 года, положительную экспертизу от независимых экспертов из компании Ernst&Young получили в ноябре 2019 года.
Согласно профессиональным стандартам, основная цель деятельности – это анализ, формирование и мониторинг эффективной системы внутриорганизационно-информационного взаимодействия между сотрудниками разных уровней. Иначе говоря, в задачи внутрикомов входят:
1. Диагностика модели внутриорганизационных коммуникаций;
2. Разработка коммуникационной стратегии;
3. Формирование и поддержка информационных каналов внутренних коммуникаций в компаниях.
Необходимые для внутрикома навыки я структурировала бы следующим образом:
Hard Skills (профессиональные качества): - Стратегическое мышление (аналитика, планирование, управление изменениями)
- HR-экспертиза
- Устные и письменные коммуникации (навыки презентации, копирайтинга)
- Организаторские способности (event-менеджмент)
- Техническая грамотность (владение базовыми навыками производства фото, видео, графических материалов)
Soft Skills (личные качества, особенности характера): - Лидерские качества
- Системность мышления
- Многозадачность
- Гибкость и мобильность
Не хотелось бы включать стрессоустойчивость и умение самостоятельно контролировать грани эмоционального выгорания в soft skills, но сейчас без этого никак. И без того «голодный» на внутрикомов рынок труда, не успевая подготовить профессионалов, может терять действующих. Выход из профессии также может происходить и по причине достижения «стеклянного потолка», перехода на более стратегические позиции, как например руководители отделов по HR экспертизе или в корпоративные коммуникации. А вот где вход в профессию?
На стартовые позиции во внутриком заходят выпускники факультетов журналистики и PR. Если происходят ротации внутри компании, то приоритет отдается на коллег из HR других направлений, в основном из обучения и рекрутинга. Один из вариантов, которые многие недооценивают, это подготовка внутрикомов из сотрудников административных отделов (ресепшн). В университетах этой профессии не обучают, разве что только несколькими лекциями на HR дисциплинах. Краткосрочные курсы можно найти на просторах интернета и прямым обращением к практикам, они, кстати, всегда готовы поделиться своим опытом. В основном молодые специалисты обучаются в процессе, на практике, в «горящих казанах». Но этого не стоит пугаться. В этом и есть увлекательная романтика нашей профессии.
Хороших коммуникаций и вовлеченных сотрудников!
*Подробнее о профессиональных стандартах можно ознакомиться на сайте www.hr-a.kz