"Ваш бренд – это то, что о нем говорит Гугл". Эти слова приписывают главному редактору журнала Wired Крису Андерсону, и именно с этого слайда начинается тренинг продвинутого уровня по антикризисному пиару главного редактора журнала «Пресс-служба» Тимура Асланова, в котором я недавно принимала участие. Сила электронных СМИ и социальных сетей, созидающая и разрушающая репутацию бренда, невероятна - как стихия зарождается от небольшого перепада температуры, так один негативный выброс, пост, комментарий или заявление в считанные часы превратятся в смертельный тайфун и разрушат всю репутацию, которую вы строили годами. Именно поэтому антикризисный пиар сегодня является одним из первейших инструментов пиарщика, которым он должен владеть, и главное – иметь возможность реализовать его для спасения бренда компании. Технологии управления негативом и коммуникационными кризисами сейчас достаточно хорошо отработаны, российские и западные тренеры схожи в главных принципах действия – стать первоисточником информации в первые минуты кризиса, наладить непрерывный поток сообщений и не прятать голову в песок.
В отличие от всех остальных направлений PR, в антикризисном нет места креативу и красоте изложения текста - здесь рулят четкие правила и технологии локализации и нейтрализации негатива. И опять же – все просто и сложно одновременно. Если пиарщик проделал хорошую «домашнюю работу», в мирное время разработал план антикризисных действий, как Нострадамус предсказал вероятные кризисы своей компании на ближайшее и отдаленное будущее,посвятил в эту страшную тайну свое руководство и получил от него добро на оборонительные действия, то велика вероятность, что кризис компания переживет достойно. Гораздо печальнее, когда пиарщику приходится разбивать лоб о великую стену неверия руководства в могущественную силу непрерывного генерирования информации и необходимость стать первоисточником информации для СМИ в период кризиса. В таких случаях зима, как правило, приходит «внезапно», и белые ходоки негатива лавиной накроют вашу компанию и превратят репутацию в мертвые руины.
Каждый кризис развивается по-разному, но вместе с ним всегда приходит паника, страх, чувство загнанности в угол, а все действия кажутся бессмысленными под потоком негативных сообщений. Забывается один из важных принципов антикризисного пиара – не прятать голову в песок. Зачастую, если вовремя сделать заявление о случившемся, сказать правду, а если есть необходимость - признать свою вину, можно остановить бурю негатива без ее превращения в смерч. Но таких случаев правильного поведения во время кризиса – единицы. Именно поэтому на тренингах до сих пор в качестве блестящего примера поведения во время коммуникационного кризиса приводят кейс теннисистки Марии Шараповой 2016 года с ее признанием о приеме мельдония. За прошедшие почти два года это по-прежнему едва ли не лучший пример профессионального управления негативом. Обратных примеров, увы, гораздо больше.