PR Drive
20 ноября 2023



Исследование 2023: сколько платят PR-специалистам Казахстана




Фотография Emil Kalibradov на Unsplash
Исторически сложилось, что среди PR-сообщества популярнее и быстрее найти сотрудника в команду мечты через чаты специалистов. Тем более в последнее время сайты с вакансиями не радуют интересными предложениями на рынке. Предложения о работе бывают настолько специфичны и удивительны и поражают разбросом вознаграждения, что специально для PR Drive Асель Кужахметова провела опрос среди работников отделов по связям с общественностью, чтобы понять, какова реальная стоимость работы пиарщиков и на рынке труда сегодня.
Небольшой профессиональный опрос прошли 111 человек. Среди них 32 руководителя (начальника, директора) PR служб, 42 специалиста по PR, 12 SMM-щиков, 9 графических дизайнеров, 5 видеографов и 11 человек, занимающих другие должности. Обычно люди с этими специальностями и представляют собой основной костяк пресс-службы или отдела по связям с общественностью и СМИ.

Большая часть опрошенных - почти 77% из Астаны, почти 19% - алматинцы, остальные - представители областных центров.

При выведении средних зарплат по рынку среди опрошенных оказалось, что заработок руководителей после уплаты всех необходимых отчислений – 869 тысяч тенге, специалистов – 588 тысяч, SMM-специалистов – 475 тысяч, графических дизайнеров – 411 тысяч, видеографов – 700 тысяч.

В процентном соотношении более 1 млн тенге получают 17% респондентов, до 800 тысяч, а также по 300-400 тысяч тенге – по 18% соответственно, 400-500 тысяч тенге – 14% опрошенных, менее 300 тысяч – 12%, до 900 тысяч тенге – 11% и 500-600 тысяч тенге - 10% респондентов.

Асель КУЖАХМЕТОВА
PR-руководители

Диапазон зарплат начальников PR служб имеет значительный разбег: от 300-400 тысяч на руки и свыше одного миллиона тенге. При этом половина из опрошенных руководителей получает свыше 1 млн тенге. 19% опрошенных руководителей зарабатывают до 800 тысяч, 6% – до 900 тысяч тенге. Самые высокие заработные платы у начальников в частном секторе – 22%, в квазигосударственном секторе 16%, а также в иностранных компаниях – 13%. При этом и самые низкие зарплаты у руководителей тоже в частном секторе.

Тремя языками (казахским, русским и английским) владеет почти половина (47%) опрошенных начальников, казахским и русским –13%, только русским – 16%, русским и английским – 22%.

Среди руководителей, получающих свыше миллиона тенге, только один человек имеет стаж 2-5 лет, у двух человек стаж более 20 лет, по четыре человека имеют стаж 10-15 и 16-20 лет, а пятеро трудятся в сфере PR 6-9 лет.

Если смотреть по отраслям, то наиболее высокие зарплаты у руководителей PR-отделов в сфере финансов (треть от тех, у кого зарплата выше миллиона тенге), из них каждый второй работает в квазигосударственном секторе, двое в частной и один в иностранной компании. Их стаж составляет не менее 10 лет, причем от 10 до 15 лет только у одного, у троих от 16 до 20 лет, а у двоих более 20 лет.




PR-специалисты

Максимальные зарплаты (свыше 1 млн) получают PR-специалисты в иностранных компаниях в сфере медицины и нефтегазовом секторе с опытом свыше 10 лет. Минимальные зарплаты у начинающих пиарщиков с опытом работы от 1 до 3 лет, начиная с 300 тыс., средний доход 443 тыс., но и среди них есть специалисты с более высокими доходами - до 800 тыс. в частных IT-компаниях.

У специалистов с опытом работы от 2 до 5 лет средний доход составляет 469 тыс., с максимальными показателями в 600 тыс. в частных IT, энергетической компаниях и квазигосударственной финансовой организации.

PR-специалисты с опытом работы 6-9 лет в частном и квазигосударственном секторах зарабатывают от 300 до 500 тысяч тенге, сумму 500-600 тысяч указал только один специалист из IT-компании квазигоссектора, а 800-900 тысяч указали несколько специалистов из иностранных и частных компаний в области металлургии, энергетики, науки и оказания услуг. При этом среди PR-специалистов, зарабатывающих 800-900 тысяч тенге, нет тех, кто проработал в коммуникациях менее 6 лет.





Самые высокие зарплаты по форме собственности

От 800 тыс. до 1 млн тенге получают 14% пиарщиков иностранных компаний, 12% работают в частных компаниях, 5% в квазигосударственной сфере, 2% в общественных организациях.

800 тыс. тенге получают 7% SMM-специалистов из частных компаний.

500 тыс. тенге зарабатывают 33% графических дизайнеров в частных компаниях.

От 800 до 900 тыс. тенге зарплаты у 60% видеографов в частных, квазигосударственной компании и во фрилансе.

Из высокооплачиваемых SMM-специалистов с зарплатами 800 тыс. тенге, два человека имеют стаж 1-3 года, один человек – 2-5 лет.

Имеющие самый высокий оклад (500 тыс. тенге) графические дизайнеры работают на рынке 2-5 лет. Видеографы, зарабатывающие от 800 до 900 тыс. тенге, работают на рынке от года до 5 лет и два видеографа со стажем 6-9 лет.

Резюмируя, можно сказать, что уровень заработной платы зависит от стажа, формы собственности и отрасли, в которой работает компания. При этом нет прямой корреляции между должностью и заработной платой. В частности, руководители, в зависимости от стажа и отрасли, могут зарабатывать как 300-400 тысяч, так и более 1 миллиона тенге. Как правило, уровень заработка растет вместе со стажем, более 1 миллиона тенге получают руководители с опытом работы от 10 лет и выше.

В то же время заработок узких специалистов, таких как SMM, графические дизайнеры и видеографы варьируется от 300 до 900 тысяч тенге, при этом наиболее низкооплачиваемая ниша в этом сегменте – SMM, наиболее высокооплачиваемая – видеографы.

Заработная плата начинающих пиарщиков варьируется от 300 до 400 тысяч тенге, однако даже с опытом работы 1-3 года в IT компаниях уровень заработка может достигать 800 тысяч.

Собранные данные могут помочь компаниям при формировании отделов по связям с общественностью, учитывая текущие тенденции на рынке PR.