Рекомендации для фрилансеров, оказывающих услуги агентствам и продакшн студиям
Если вы работаете с рекламными агентствами или продакшн-студиями – это большой плюс. Как правило, в таком случае вам обеспечен периодический поток заказов и достойное вознаграждение. Специалистам извне часто платят больше, чем штатным. Кстати, думаю, многих специалистов в найме это сильно обижает и способствует тому, что они уходят работать на себя. Самое главное при сотрудничестве – не стесняйтесь и не экономьте на договоре. Знаю, что некоторые не готовы сами заводить об этом речь, если заказчик не предложил договор или не хотят открывать ИП, платить налоги. Но непроверенный заказчик может вас подвести, и доказать свою правоту без договора будет сложно. Иногда даже проверенные заказчики подводят. Например, у меня был случай, когда работа стартовала, а клиент заказчика передумал, но я свою часть из общей задачи уже выполнила. Продакшн предоплату не брал и клиенту такое недоразумение простил, так как клиент крупный и еще вернется, а вот мне пришлось объяснять, что это не должно быть моей проблемой. Я свою работу уже выполнила и заслужила вознаграждение.
Даже если у вас нет ИП, вы можете заключать договор ГПХ, но учтите, что он менее выгодный по налогообложению. В целом, с учетом того, что в следующем году нам предстоит всеобщее декларирование доходов, я рекомендую работать «вбелую».
Преимущества и недостатки
Из минусов фриланса можно выделить фоновую тревожность – сколько я заработаю, когда придет следующий заказ, успею ли я в срок. Такое бывает даже при стабильном потоке клиентов. Еще один фактор – социальный голод, т. е. нехватка человеческого общения. Во фрилансе почти все коммуникации сведены в онлайн, а порой так хочется увидеть живое лицо. Здесь меня спасают профессиональные сообщества. Я состою сразу в трех (PR, маркетинг и Digital) и периодически хожу на встречи, как формальные, так и просто дружеские посиделки. Еще есть риск перегрузить себя работой, потому что чем больше клиентов, тем больше твой заработок. И тогда фриланс превращается в золотую клетку. Из неочевидных минусов, если у вас небольшой опыт, вы вряд ли попадете в крупный проект. Как правило, будете довольствоваться работой с МСБ. И здесь очко в пользу найма. Именно работая в штате банка и рекламного агентства, я писала статьи, которые размещали в казахстанском Forbes и ведущих деловых изданиях, писала речи министрам, продвигала государственные программы, разрабатывала креативные идеи для сотовых операторов или гигантов сегмента HoReCa. Этот опыт сделал из меня востребованного специалиста.
Плюсы, я думаю, очевидны: свободный график, возможность проводить больше времени с семьей, самостоятельное назначение вознаграждения за свои услуги. Одним из самых важных преимуществ для меня является возможность выбора клиента. Бывает, что проект или даже сам человек по каким-то факторам вам не близок. Работая на себя, вы всегда можете отказать – и на этапе переговоров, и даже уже работая над проектом. Я приняла окончательное решение о выходе из найма именно тогда, когда мне пришлось сотрудничать с человеком, зная о его «скелетах в шкафу» (он об этом не подозревал, это была случайность). И эти «скелеты» очень сильно противоречили моим ценностям.
Диана Батищева, эксперт по комплексному продвижению проектов, PR-консультант, копирайтер, сценарист. Свыше 15 лет опыта в сфере маркетинга, рекламы и PR. В прошлом – руководитель пресс-службы банка второго уровня, представитель рекламного агентства. Автор трансформационной игры "Найм VS фриланс". Разрабатывала стратегии продвижения и рекламные продукты для компаний из квазигосударственного и добывающего сектора, IT, перевозок, HoReCa, а также личного бренда экспертов/руководителей.
Insta: @diana_batichsheva