Эффективные госкоммуникации – кейс Кыргызстана по переходу на «цифру»
Крутые коммуникационные кампании способны проводить не только бренды, но и государство. Это доказало Министерство культуры, информации и туризма Киргизии, которое успешно провело кампанию по переходу страны на цифровое телерадиовещание. Почему было так важно провести эту кампанию без сучка без задоринки? Дело в том, что непонимание населением перехода на «цифру» теоретически могло привести к очередной революции в стране, поскольку речь шла о любимой «игрушке» населения – телевидении. Кейсом поделилась заместитель министра Айнура Темирбекова на Центрально-Азиатском PR-форуме, который прошел в Бишкеке 8-9 декабря.
Кампания проводилась в стране с 2015 по 2017 год. В рамках кампании удалось консолидировать усилия практически всех заинтересованных сторон: госорганы, ТВ рынок, международные и медиаорганизации, экспертов.

I фаза (март – ноябрь 2015 г.)

Цель: увеличение осведомленности населения о переходе на цифру.

Результат: 74% населения КР осведомлены о переходе на цифру.

II фаза (ноябрь 2016 г. – июнь 2017 г.)

Цель: информирование населения о порядке и условиях перехода на цифру.

Результат: 100% населения осведомлены о переходе на цифру.

Изначально кампания получичла поддержку на государственном уровне:

• Была образована Государственная комиссия по переходу на цифру под председательством Первого вице-премьер-министра КР

• Определена дата отключения аналогового вещания – 15 мая 2017 года. Причем дату определили с помощью рынка, который сказал, что перейти на цифру к концу 2016 года, как изначально планировало правительство – нереалистично.

• Принят Закон КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О телевидении и радиовещании»

• Госкомиссия поручила местным исполнительным органам активно вовлечься в кампанию.

Кампанию запустили в апреле 2015 года с разработки контента. Разработали сюжетные линии видеороликов. Сделали дизайн и контент для печатной продукции и сайта www.sanarip.kg, где была размещена исчерпывающая информация, включая контакты уполномоченных институтов, информация о точках продаж сертифицированных ресиверов и инструкции по подключению. Фишкой сайта стала система поиска населенного пункта, где можно было в режиме реального времени увидеть статус перехода на цифру. Создали базу данных и «дерево ответов» для колл-центра, который работал 9 утра до 8 вечера без выходных при поддержке ОБСЕ. Проработали механизм работы «цифрового каравана». Обеспечили медиа-планирование.
Как была выстроена работа с регионами. Проводить замеры было дорого, средств в бюджете на это не было. Тогда решили «разложить» страну на районы по количеству домохозяйств. Минкультуры перешло на круглосуточную работу: разработали методологию, как обрабатывать данные. Запустили цифровые караваны. Каждую неделю в министерство приходили данные, сколько домов подключилось к «цифре», в зависимости от показателей, понимали, где усилить коммуникации.

Конечно, государство занималось продвижением в социальных сетях, но учитывая, что бОльшая часть населения живет в регионах, старая добрая печатная продукция – листовки и плакаты - сослужила очень хорошую службу. Активно использовали наружную рекламу, где главным месседжем было то, что переход на цифру – это инициатива государства, а не каких-то частных структур.

Как проводили информационно-разъяснительную работу во всех областях. Для коммуникаций использовали все места скопления граждан, такие как животноводческие рынки, ярмарки, сход старейшин. Использовали студентов как проводников знаний в семьях – провели встречи во всех университетах страны. В регионах работали штабы и цифровые караваны, куда вошли все важные службы по взаимодействию с населением, а также местные СМИ.

Какие задачи стояли перед цифровыми караванами? Встречи проходили на уровне аильных аймаков, демонстрировали цифровое оборудование, работали с местными активами и общинными организациями, выявляли подключенность жителей регионов к цифре, распространяли листовки по домохозяйствам, расклеивали плакаты в местах скопления граждан, работали с местными СМИ. Важно, что после подворового обхода министерство поблагодарило глав аилов. Все эти действия активно сопровождало освещение на ТВ.

В итоге 15 мая 2017 года, буквально в одну ночь в Кыргызской Республике произвели отключение аналогового телерадиовещания. Человечность подхода правительства ко всей этой истории может продемонстрировать тот факт, что переключение произвели не в 12 ночи, как планировали, а в 02.00 - после того, как закончилась трансляция популярного художественного фильма. Сегодня кыргызы делятся своим опытом по переходу на цифру с Россией и Таджикистаном. В Казахстане переход на цифру запланирован на 2021 год.