— Давайте вернемся и подробнее поговорим о коммуникационных проектах «Верного Капитала» в уходящем году. — У группы компаний накоплен колоссальный и уникальный опыт и знания в сфере прямых инвестиций и мы всегда ищем возможности поделиться им с рынком. Высокий уровень экспертности в бизнес-коммуникациях нашел отражение в совместном с Vlast.kz оффлайн проекте
Expert Update, в рамках которого проходят регулярные встречи экспертов из разных отраслей, где обсуждаются актуальные и важные на текущий момент для бизнеса темы. Это хорошо зарекомендовавшая себя площадка, на которую уже начинают ориентироваться, если нужно разобраться в каком-либо вопросе. По итогам таких встреч мы издали сборник, собрав наиболее интересные для экспертного сообщества моменты.
Если Expert Update предполагает узкий круг профессиональных участников, то в еще одном нашем партнерском с интернет-журналом спецпроекте
HardTalk может принять участие каждый. Это откровенная беседа одного героя, как правило, это топ-менеджер казахстанской компании или финансового института, с несколькими журналистами в прямом эфире Facebook. Через этот формат мы налаживаем диалог бизнеса и заинтересованной общественности, открыто вовлекаем казахстанцев в обсуждение через социальные сети.
Стали активнее заниматься генерацией видеоконтента и развивать корпоративный YouTube канал.
— Какие PR-кейсы компаний группы были самыми интересными в 2018 году? — Хочу заметить, что в чистом виде это не PR-кейсы, а элементы маркетинговых коммуникаций. Из недавнего — «самый длинный рекламный ролик» от Forte Bank. Банк KassaNova хорошо сыграл на теме путешествий. Из синергичных проектов — великолепное использование инструмента сторителлинга школами Haileybury совместно с Informburo.kz: их серия репортажей о работе школ и принципах британского образования получилась ценной для школы и интересной для читателей. К сожалению, storytelling пока не получил в Казахстане широкого распространения: бренды не всегда готовы к длинным коммуникациям с клиентом и партнерству со СМИ.
— Почему это происходит? — Нативные инструменты предполагают совместное творчество. У нас же многие компании привыкли относиться к медиа как к каналу коммуникаций и не всегда прислушиваются к тому, что рекомендуют сами площадки. Просто разместить рекламу или пресс-релиз — это формальный подход, для галочки. Я за продуманность, креативность и экспертизу с хорошей конверсией, а это получится только в случае создания контента, в котором заинтересован и сам рекламодатель, и медиаресурс.
— Чего сегодня не хватает казахстанскому рынку коммуникаций? — Это слово уже звучало в сегодняшнем интервью – экспертизы. Рынку надо раскрываться, больше взаимодействовать с коллегами из соседних государств и дальнего зарубежья. Такой интеграции нам сильно не хватает. Конечно, у нас есть своя, казахстанская специфика рынка, но важно быть открытым всем вызовам, идеям и не бояться пробовать новое.
Еще один важный момент: пиар устарел, сам термин поистерся, а его производные — «пиарить», «распиаренный» — сильно обесценили профессию. Мне кажется, нужно называть вещи своими именами, а именно коммуникациями, и поднимать престиж профессии внутри компании — то есть выходить на уровень советника руководителя, становиться членом совета директоров, давать рекомендации репутационного характера: как те или иные решение, продукт или сделка повлияют на репутацию, а не сводить все к рассылке пресс-релизов и платным размещениям в СМИ. Коммуникации надо поднимать с исполнительского на стратегический уровень принятия решений.
— Как специалисту по коммуникациям войти в совет директоров? — В первую очередь нужно что-то из себя представлять. Пиар — это не наука, а профессия на стыке нескольких дисциплин. Поэтому от человека зависит, насколько он готов учиться, расширять свои компетенции и профессионально расти, чтобы войти в управленческую команду. Руководитель должен увидеть ценность, которую сотрудник привносит в деятельность компании и то, как мнение этого сотрудника влияет на бизнес-показатели, через репутацию, конечно. В западных компаниях даже есть такая позиция CRO – Chief Reputation Officer. В Казахстане я еще ни одного CRO не встречала, впрочем, как и ССO – Chief Communications Officer. То есть пока нет всеобщего понимания и принятия факта в бизнесе, что репутация — это важный нематериальный актив, стратегический запас прочности компании, который надо системно накапливать.
— Какие компании в Казахстане могут стать «первыми ласточками»? — В первую очередь, банки. В этой отрасли, пожалуй, самым значимым моментом для принятия клиентского решения является доверие. Его невозможно купить, его нужно заслужить - это долгий процесс, в котором компания выстраивает долгосрочные отношения со всеми стейкхолдерами. Финансовый сектор сегодня является «первой точкой приложения» многих глобальных трендов в сфере коммуникаций на казахстанском рынке.